Крымские ученые предлагают "накормить" черные дыры мусором

0+
Фото: Сергей Назаров
НАША побывала в астрофизической обсерватории и узнала, как астрономы наблюдают далекие галактики

Исследование Солнца, черных дыр, опасных астероидов и поиск космического мусора. Вот уже на протяжении почти 60 лет за жизнью в космосе наблюдают ученые-астрономы Крымской астрофизической лаборатории. Она расположена под Бахчисараем, в поселке Научный. Здесь работают более 300 человек, из которых 80 – научные сотрудники. Они следят за звездами в круглосуточном режиме.

– Мы занимаемся как фундаментальными исследованиями, которые пригодятся в будущем, так и проблемами, которые важны прямо сейчас и каждый день, – говорит Сергей Назаров, младший научный сотрудник отдела внегалактических исследований обсерватории. – Из того, что имеет практическое приложение, это определение орбит спутников и поиск космического мусора. Но важнее для нас все-таки наука.

Важна температура

За небесными светилами ученые наблюдают при помощи 300 телескопов. Самый большой из них, зеркальный телескоп, носит имя основателя первого директора обсерватории академика Григория Шайна. Аппарат уже немолод – ему 56 лет. И чтобы он не терял своей точности, за телескопом тщательно следят.

телескоп шайна

– Здание, где расположен телескоп, устроено так, чтобы внутри была постоянная температура, равная окружающей среде. Это необходимая мера. Из-за перепада температуры может сильно искажаться изображение, – говорит младший научный сотрудник отдела внегалактических исследований Сергей Назаров.

Мусор – еда для черной дыры

Через огромную линзу зеркального телескопа Сергей Назаров пытается изучить самое загадочное в космической жизни явление – черные дыры. По словам ученого, их практическое изучение в мире началось с 40-х годов. Конкретно в крымской обсерватории – с 60-х. Ученые-астрономы наблюдают за ними в круглосуточном режиме, делают снимки (примерно 500 фотографий в день). Потом их расшифровывают и на основании полученных данных пишут научные статьи.

– Черные дыры находятся на расстоянии многих триллионов километров от Земли. И они не так страшны и вредны для нашей планеты, как это часто пишут в журналах, – уверяет Сергей Назаров.

По его словам, черная дыра может поглотить любой объект, а выдать обратно большое количество энергии, которую жители Земли смогут использовать без вреда для планеты.

– Проще говоря, в черную дыру можно будет выбрасывать весь мусор, который производит человек, а получать чистую энергию. Но когда это будет, пока неясно, – поделился Сергей Назаров.

Какие космические явления произойдут в ближайшее время

9 мая после обеда Меркурий пройдет по диску Солнца. Понаблюдать за движенем планеты можно только в телескоп.

Наша справка

За годы существования ученые Крымской астрофизической обсерватории открыли более 1500 тысяч новых астероидов. Некоторым из них были присвоены имена: Высоцкий, Симеиз, Севастополь.

Фотоальбом:

Снимок планетыЛунаОдна из множества галактикКомета Vilda-2Комета ХартлиСпиральная галактика М 101 в созвездии Большой МедведицыСириус
Екатерина Калашник, 12.04.2016, 17:08
Тэги: Фото, Видео, Симферополь