"Художникам непросто в нашем материальном мире": интервью с ялтинским фотохудожником Андреем Бурдейным
Фотохудожник Андрей Бурдейный стал настоящим символом летней столицы Крыма, ежедневно фиксируя виды самого посещаемого места в Ялте — набережной. В городе его не зря называют "фотолетописцем" ялтинской жизни. Фото работы Андрея Бурдейного показывают, на первый взгляд, обычные и знакомые всем местным виды прибрежного города. Но каждый снимок Андрея Бурдейного заставляет удивляться даже видавших все ялтинских аборигенов. Однако, его творческий талант не ограничивается фотоработами о жизни курорта.
В объективе – день за днем
Как вам пришла идея регулярно снимать Ялту в разных ее проявлениях?
- Я работал на ялтинской киностудии с 2006 по 2010 год и там, конечно, я столкнулся с видеосъемкой. Разумеется, меня этот процесс затянул, и я приобрел фотоаппарат для съемки видео. А когда у тебя появляется фотоаппарат, ты нет-нет да начинаешь нажимать на кнопочку. Когда у тебя есть желание выразить что-то посредством визуальной картинки и есть фотоаппарат - то ты невольно начинаешь это делать. Получилось, что теперь я фотографирую постоянно. Сначала мне, привыкшему к видео, было дико и непонятно — что там может уместиться в статичном кадре фотографии? В видео есть динамика, движение сюжет… а что может быть законченного в фотографии? Но, со временем, мнение мое изменилось.
Один мой друг подсказал мне, что в сети Интернет есть страница "Humans of New York". И предложил сделать что-то по аналогии. Но у меня страница "Humans of Yalta" качественно отличается от первоначального американского проекта. Там фотограф снимает различные типажи людей на улицах Нью-Йорка с описанием - кто этот человек, чем занимается и прочее. В Ялте сделать идентично очень сложно — менталитет наших граждан другой. Если ты снимаешь человека на улице, он может запретить тебе съемку вообще. А уж о том, чтобы рассказать немного о себе и своей жизни речь вообще не идет. И я нашел другой формат — это просто на фотографиях Ялта. С людьми в кадре, но иногда и без них вообще. Правила сети тебя всегда подстегивают — хочешь-не хочешь, а каждый день нужно что-то выкладывать на страницу. Иногда очень лень, но все равно приходится собираться и идти снимать. Страница была открыта в 2013 году и, конечно, сюжеты и ракурсы повторяются. И все время напрягаешь себя и ищешь что-то новое в обычных, на первый взгляд, видах. Каждое фото я обязательно датирую и за четыре года существования страницы "Humans of Yalta" каждый день из прошлых лет у меня ассоциируется именно с фотографией сделанной в этот день.
Волны творческого процесса
Но фото и видео стало продолжением вашей творческой жизни, как же вы изначально пришли в мир игры цвета и теней?
- История давняя. Я закончил Одесскую морскую академию по специализации штурман дальнего плавания. Но на момент окончания академии, мне уже стало неинтересно быть моряком. Я познакомился с художниками и творческое начало во мне взяло верх. Но, после развала СССР, мне пришлось работать на пляже санатория "Дюльбер" капитаном прогулочного катера, так как Черноморское морское пароходство развалилось и работы морякам не было. И именно там на пляже я впервые столкнулся с металлом, обработанным морем. Так родилась техника, в которой я начал делать свои коллажи. Эта техника уникальна, так не делает никто – брать металл, над которым поработала сама природа, который обработан морем, и использовать его в художественных работах. Он сам тебя наталкивает на какие-то образы, которые я воплощал в коллажах. Постепенно у меня сложилась целая коллекция этих работ – в настоящее время у меня около 20 коллажей, созданных морем с моим участием. Какие-то работы продавались, какие-то - дарились, но сейчас эти работы остаются определенной частью моей творческой жизни.
Песнь моря и металла
Можно сказать, что вы собирали на берегу моря вдохновение для своей оригинальной техники?
- Да, нечто похожее. Металла пригодного для работ, на берегу не много – его нужно искать. Использовал я в коллажах, в основном, алюминий – после обработки прибоем, его нужно просто зачистить и отшлифовать, а неповторимую форму ему уже придали морские волны. На пляже "Дюльбера" в море впадали две речки, которые выносили в море достаточно нужного мне металла и у меня скопился изрядный запас обработанного морем алюминия. Из которого я и компоновал свои композиции. Природа так поработала над этими кусочками металла, что твоя задача – просто увидеть то, что сделали волны и собрать это в единую работу. Ты смотришь на кусочек металла и у тебя рождается какая-то ассоциация, образ… Ты добавляешь другие детали и получается целостная работа. Но каждый сюжет этих коллажей – спонтанный и подсказан именно материалом природной обработки.
Южная культурная столица
Ялта – курортный город, а как бы вы оценили культурный уровень местных жителей? Есть ли какие –то особенности?
- Житель Ялты ничем не отличается от жителей других городов. Но Ялта, все же – провинция, и, в отличие от больших городов, культурная жизнь у нас не настолько насыщенная. А в каких-то моментах она просто отсутствует. Но если взять другие города-курорты, то на их фоне Ялта еще занимает верхнюю строчку уровня культурной жизни. Большинство фестивалей и выставок в Ялте – привозные, которые организуют люди извне, не ялтинцы. Ялта очень активно используется, как площадка для проведения подобных акций. Но это хорошо и правильно – вносить в Ялту некий культурный уровень, которого нельзя достичь в местных условиях.
О пользе плохой погоды
Нельзя не упомянуть о вашей видеоработе, которая без сомнения стала неким символом Ялты в некурортный сезон – видеоролик "Шторм и лед в Ялте". Он получил огромную популярность на видеохостинге YouTube, какова история его создания?
- В 2012 году в феврале в Ялте был сильный шторм и мороз. Многие вышли с камерами и фотоаппаратами поснимать, потому, что шторм был действительно очень сильный. А я до этого уже снимал шторм и, честно говоря, в тот день не очень хотел выходить на улицу – уж очень была плохая погода. Но мне звонили друзья и говорили – "Шторм уж очень сильный, выйди поснимай". Поэтому пришлось выйти и на основе отснятого материала получился ролик "Шторм и лед в Ялте". Он получил большую популярность в сети и социальны сетях, стал практически вирусным видео – им пользователи делились с огромной скоростью - за сутки он набрал более 100 тысяч просмотров, что для Ялты было на то время большой неожиданностью. И мне принес некоторую известность – на Фестивале географического брендинга и маркетинга в 2012 году в Минске, он занял первое место в номинации видеоработ.
Художник может не быть голодным
И все-таки, если вернуться к традиционному искусству – может ли художник заработать своим талантом?
- Теоретически, художник может заработать много. Как пример можно взять Никаса Сафронова – он безумно талантлив, но не в художественном плане, а в умении продавать себя, свое имя и свои работы. Или если художник долго работал, своим талантом создал себе имя, не как Сафронов, а как мастер. Тогда он тоже может зарабатывать хорошие деньги. Но у нас художникам приходится себе во многом отказывать, соизмеряя свои потребности с заработком. Им очень некомфортно в нашем материальном мире, где всем правят деньги. Но, теоретически, возможно все.
Вступайте в нашу группу "Вконтакте", читайте новости и выигрывайте призы!