Ректор Крымского инженерно-педагогического университета: "Когда студенты засыпают, я рассказываю им анекдоты"
Ректор Крымского инженерно-педагогического университета (КИПУ) Февзи Якубов рассказал о своей студенческой жизни, о том, как менялись студенты на протяжении нескольких поколений и о том, в каком состоянии сейчас находится наука в России. Февзи Якубов работает на должности ректора с 1993 года.
О состоянии образования и науки: "Хорошее образование стоит до 80 тысяч долларов в год"
– Хотелось бы поговорить об общем уровне образования в России. Не так давно сменился министр образования. Как вы относитесь к его отставке?
– Я положительно к этому отношусь, потому что я с ним виделся, когда он был еще ректором Московского института стали и сплавов. И тогда в нем я увидел сухаря. Следующая наша встреча была в бывшем Таврическом национальном университете имени В. Вернадского. Тогда хотели, чтобы наш университет вошел в состав Крымского федерального университета. Я вошел с ним в конфликт, объясняя то, что нашему университету не нужно входить туда. Я не увидел человека, который хочет понять. Он какой-то запрограммированный администратор.
Бывший министр образования России Дмитрий Ливанов
– Чего ждете от нового министра образования?
– Когда мы были в СССР, мы боролись с бюрократией. Потом я стал работать в Украине, оказалось, что там бюрократии еще больше. Теперь мы вернулись в Россию – и тут не лучше. Никто не занимается образованием, все занимаются составлением документов. От нового министра давайте ждать лучшего.
– Сколько стоит хорошее образование, по вашему мнению?
– В Европе, в среднем, на одного студента расходуется от 20 до 40 тысяч долларов в год, в США – до 80 тыс долларов в год. У нас – около 2000. Есть золотое правило: что в казане – то в черпаке.
– Какие специальности были востребованы 15 лет назад, какие востребованы сейчас и какие себя исчерпают?
– Раньше самыми востребованными специальностями были экономические. А сегодня Крым изменился в направлении педагогических специальностей. Наиболее актуальными остаются дошкольное и начальное образование, психология и журналисты.
– В каком состоянии сейчас находится наука в России?
– Если я скажу на высоком – я ошибусь. Если скажу, что на нулевом – это тоже неправда. Россия традиционно имела мощную классическую науку. Запад ценен тем, что умеет внедрять разработки. Разработками России больше пользуются за рубежом, так как Россия не может их оперативно внедрить. И это беда российской науки.
– Работая в научной сфере, можно прокормить семью?
– Если вы талантливый человек, то работая в научной сфере, вы прекрасно прокормите семью. Если вы серая масса – вы будете работать на зарплату. Творческий человек может выйти на частные заказы, на международные гранты. Все требует интеллекта.
Об университете: "У нас не было межнациональных проблем"
– Прежде чем вам удалось получить это здание, пришлось немало пройти. Расскажите об этом?
– Мы три года проучились по принципу хождения по мукам. В Симферополе не было ни одного помещения, где бы мы не занимались. Многие известные профессора брали в руки стройматериалы и сами ремонтировали помещения, в которых мы учились. В первый год мы занимались в 25-м училище. В актовом зале училища размещались сразу четыре группы в разных углах помещения. В конце концов, мы смогли получить корпуса, в которых занимаемся сейчас. Это бывшее здание военного училища. Училище разделили пополам, часть отдали нам, а часть – Внутренним войскам МВД.
– Университет открывался для людей, которые возвращались из депортации?
– Нет. Есть приказ, в котором четко сказано, что университет создан для удовлетворения образовательных потребностей крымского общества с учетом возвращения депортированных народов. В связи с этим у нас есть все специальности, отражающие ментальность этих народов: искусство, музыка, одежда, языки, история.
– Что хотите еще сделать для университета?
– Я 16 лет бьюсь над одним и тем же объектом – это Центр полиэтнической культуры и молодежи. Первого октября мы должны начать его строительство. Надеюсь, через три года мы его закончим, я хочу увидеть этот Центр своими глазами. Всю жизнь я мечтал об этом объекте.
Макет Центра полиэтнической культуры молодежи
– Второй объект – это строительство двухэтажной столовой. Переходные процессы затормозили постройку. Третий объект – в пгт Почтовое, там находится наш колледж. Нам выделили 5 тысяч кв метров, и в скором времени там будут открыты дополнительные корпуса. И последнее – после долгих хождений по мукам, недалеко от моря мы получили землю, где будет зона отдыха и база практики.
Монумент "Возрождение"
– Самое главное – это то, что мы построили монумент "Возрождение". В какой-то мере это песнь дружбы и благодарности. Это один из нравственных выстрелов людям, которые нас спасали от голода.
– Самое главное – я смог добиться того, что за эти годы более 250 человек защитили докторские диссертации. Университет – это наука. Если в университете нет науки, он должен закрываться. Сегодня у нас есть несколько научных школ: школа по крымскотатарскому языку и литературе, школа по математике. Я недоволен лишь тем, что их мало.
– Я могу гордиться тем, что в сгустке межнационального сплетения у нас не было межнациональных проблем и конфликтов. Это было для меня главной целью при открытии. Толерантность никогда не будет формироваться от постановления даже самого высокого правительства, она будет формироваться от осознания.
Первые лица Крыма в Крымском инженерно-педагогическом университете
О преподавателях: "Гнать надо такого преподавателя, который читает лекции с листочков"
– Преподаватель, прежде всего, должен быть профессионалом своего дела и должен быть влюблен в молодежь и аудиторию. Он должен быть актером, должен стремиться нравиться студентам. После того как он прочитал лекцию, он должен ждать аплодисментов от студентов. Преподаватель должен владеть речью, он должен уметь преподносить материал. Гнать из аудитории надо такого преподавателя, который читает лекции с листочков. Это главные качества.
– В мои аспирантские годы я приехал в Московский государственный технологический университет "Станкин", и там раздавали пригласительные на лекцию Петра Капицы. Мне посчастливилось попасть на эту лекцию, четверть зала заполняла профессура, они учились у него подаче материала. Капица был лучше актера, он говорил об обычных вещах совершенно нестандартно.
– Когда я читаю лекцию на серьезные темы по математике, и вижу, что студенты засыпают – я начинаю им рассказывать анекдоты и смешные истории. Я их бужу и привожу в себя.
– Часто ли Вы ругаетесь? На кого?
– К большому сожалению, я ругаюсь часто. Это у меня осталось от комсомола. В основном на проректоров, на деканов и на начальников отделов.
О студентах: "Молодые люди не хотят думать"
– Как менялись студенты за все время Вашей работы на должности ректора?
– В системе высшего образования я нахожусь 59 лет. Упала физико-математическая подготовка. Это происходит еще в средней школе. Вторая негативная сторона – молодежь перестала читать. И чем ниже, тем больше не читает. А это грозит тем, что когда мы мало читаем, становимся бездумными прагматиками. Для мира опасен не экономический кризис, для мира опасен нравственный кризис. Любое производство можно поднять в течение нескольких лет, а нравственный устой устанавливается веками.
– Какой процент студентов идет работать по специальности?
– По тем данным, которые ведутся у нас, выпускники начального и дошкольного образование идут работать по специальностям на 100 процентов. Есть проблемы с инженерно-техническими специальностями и с экономическими, но и там процент трудоустройства не ниже 70.
– Как влияет наличие гаджетов у студентов на рабочий процесс?
– Я не знаю, в какой мере они помогают им составлять курсовые проекты или писать рефераты, но то, что они мешают самостоятельному мышлению, это бесспорно. Молодые люди не хотят думать.
Команда КИПУ по регби
О себе: "Что бы ни говорили, но пропаганда бьет по голове"
– Я был мечтателем. Мой дядя работал главным врачом в больнице, и там я вырос. Поэтому первая моя мечта была стать врачом. Потом я немного подрос, и мне очень хорошо давалась математика. Тогда я думал о поступлении на математический факультет. Это были послевоенные годы. Показывали очень много фильмов, связанных с войной, с восстановлением военного хозяйства: машиностроение, заводы. Что бы ни говорили, но пропаганда бьет по голове. И так я стал машиностроителем. Дядя, когда узнал, что я поступил в политехнический институт, спросил у меня "За что я тебя кормил?" (смеется).
– Каким студентом Вы были?
– Очень неудобно хвалить себя, но я окончил школу с золотой медалью. Тогда качество золотой медали было очень высокое, и можно было поступать без экзаменов. Я был активным студентом. Первые два года был круглым отличником, а потом ударился в общественную деятельность. На четвертом курсе я возглавил комитет комсомола Ташкентского политехнического института, у меня было 13 тысяч комсомольцев, был целый штат рабочих, заместителей. Моя ностальгия по времени, которое я проводил с друзьями, с ними я общаюсь по сегодняшний день. Когда я отмечал 70-летие, ко мне приехало очень много друзей из Ташкента, с которыми я работал в студенческие годы.
– Какие книги или фильмы перевернули Ваше мышление?
– Я могу гордиться тем, что читал классику, не только российскую, но и зарубежную. На мое становление повлиял образ Павла Корчагина в романе Николая Островского "Как закалялась сталь". Был старый фильм "Неоконченная повесть", он сформировал мое мировоззрение. Молодежи я хочу посоветовать читать классику.
Павел Корчагин
– На каких знаменитых ученых Вы равняетесь?
– Самый высокий мой кумир – Эрнест Резерфорд и его ученик Петр Капица. И, естественно, Сергей Королев. Еще мощнейший корифей мировой науки – это кораблестроитель Алексей Крылов. У меня неплохая библиотека, и когда читаешь книги из серии "Жизнь знаменитых людей", то воспитываешь в себе волю, желание повысить свое достоинство, завоевать уважение общества.
Петр Капица – советский физик. Основатель Института физических проблем, директором которого оставался вплоть до последних дней жизни. Один из основателей Московского физико-технического института.
Эрнест Резерфорд – британский физик новозеландского происхождения. Известен как "отец" ядерной физики. Лауреат Нобелевской премии по химии 1908 года.
Сергей Королев – советский ученый, конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики.
Эрнест Резерфорд
- Ранее НАША писала о том, как поступить в ведущие вузы Крыма - условия приема и самые дорогие специальности.
- Крымчанка, мастер спорта России по тяжелой атлетике Анастасия Безлюдная готовится к соревнованиям в зале университета КИПУ.