"За гончарным кругом время летит незаметно": севастополец Андрей Зенин сделал из своего гаража ремесленную мастерскую

Андрей Зенин нигде не учился гончарному делу. Образование у него, как и у многих севастопольцев связано с морем. Так он уже много лет работает капитаном маломерного экскурсионного катера. Но это не мешает ему создавать интересные вещи, которые можно использовать и в быту.

Мастерская в гараже

Андрей повел меня в гараж, замаскированный под мастерскую и стал рассказывать о своем ремесле.

– Сама идея попробовать себя в роли гончара появилась пять лет назад, когда мне подарили свистульку из глины. Стало интересно, как такое вообще создают руками. Что для этого нужно. Начал пробовать с малого, – рассказал Андрей Зенин.

Он подвел меня к одному из стеллажей, приподнял шторку и, я увидела множество цветных замысловатых фигурок. У них были большие глазами, причудливые хвосты и уши и выкрашены они в яркие цвета. Или собака, или кот – определить сложно. Может вам удастся.

– Это все свистульки. Их было больше, но я пораздаривал. Около трех лет назад решил попробовать делать посуду, – поделился мастер.

Проводя взглядом по полкам, ловишь себя на мысли, что попал в музей Древнерусского ремесла. Здесь тебе и тарелки, и кружки. Все из глины, но разных цветов.

– Это голубая глина. Та самая, о которой часто упоминают косметологи. Эта кружка красная, значит, в этой глине есть окись меди. Кстати, глина – материал природный, поэтому руки не сушит, – продолжал Андрей.

Способы обработки глины

От начала до конца изделие проходит несколько этапов. Сначала нужно подготовить глину.

– В крымской глине много извести, которая разрушает изделие при обжиге, поэтому ее необходимо сначала очистить. Нужное количество кладу в емкость с водой, периодически меняя ее. Этот процесс может занять неделю. После этого процеживаю ее через мелкую сетку. Можно взять капроновые колготы, – со знанием дела рассказывал мастер.

Но и это еще не все. Чтобы изделие не треснуло при обжиге, из глины нужно убрать как можно больше воды. Для этого ее выкладывают на ткань или в гипсовую форму. Эти материалы быстро впитывают влагу. Как оказалось, то все этапы работы с глиной направлены на то, чтобы убрать воду.

Так выглядит голубая глина без обработки

"Глину добываю сам"

Для работы Андрей глину не покупает, а ездит за ней сам. Каждая вылазка напоминает поход: рюкзак за спиной, термос чая, запас еды, фотоаппарат, ну и лопата.

– В Балаклаве есть карьер с голубой глиной, в Старом Крыму и Феодосии – красная. Туда и езжу за ней, бывает с друзьями. Так веселей, – продолжил рассказ Андрей Зенин.

Можно использовать покупную, но это будет дороже. Чтобы сделать кружку, понадобится примерно, 800 грамм глины, когда в интернете килограмм ее стоит около 100 рублей.

Как создается изделие

Совсем недавно Андрей стал брать к себе учеников. В момент нашего общения как раз один из них находился в студии и что-то мастерил.

– Для начала глину нужно оцентровать. Путем надавливливания на нее придать круглую форму, а после этого придавать ей форму того, что вы задумали. Далее вручную лепим элементы, а мастерком можно вырезать какой-нибудь текст, – стал рассказывать мастер.

Обжиг и создание эффектов

Чтобы изделие стало прочным, его нужно обработать. Один из классических способов – обжиг. Для этого во дворе своего дома Андрей собрал собственноручно специальную печь-горн.

Она состоит из двух уровней, на первом закладываются дрова, на втором – изделия. Между уровнями – глиняная перегородка с отверстиями, через которую горячий воздух поступает с первого уровня на второй. Внутри печи поддерживалась температура более 1000 градусов.

Но перед тем как обжигать изделие должно просохнуть в течение нескольких дней. И только после этого ставить в печь. Если неравномерно просушить изделие, оно может потрескаться и его мелкие детали просто отвалятся.

– Первый обжиг длится от восьми часов до нескольких суток. Это зависит от размера изделия. После первого обжига можно покрыть изделие молоком, глазурью, горячим воском и получить интересные эффекты. К примеру, молоко забивает поры, и глиняная посуда становится гладкой, – поделился секретами мастерства Андрей Зенин, мастер гончарного дела.

Процесс "готовки" одного изделия длится неделю – две. В этом деле важно иметь терпение и соблюдать технологию.

В дальнейшем Андрей планирует открыть настоящую мастерскую, чтобы обучать в ней всех желающих, а при ней – фирменный магазин ручной работы.