Мигающие лампочки или сложная система: как работают светофоры в Симферополе

НАША в рамках рубрики "Как это работает?" изучила особенности функционирования светофоров в Симферополе. Мы выяснили, почему количество секунд на циферблате порой меняется, кто ремонтирует эти приборы, сколько их всего в городе и многое другое.

Немного цифр

О том, что собой представляют светофоры столицы полуострова и как они работают, корреспонденту НАШЕЙ рассказал Андрей Леньшин, главный инженер МУП "Горремстрой" и единственный человек в Симферополе, который создает программы для приборов, управляющих дорожным движением. Он 16 лет проработал в этой области.

По его словам, в городе 76 светофорных объектов – за один считается все оборудование, установленное на одном перекрестке. Это, в общем, от 6 до 20 светофоров. Обслуживанием и ремонтом занимается 8 человек, разделенных на три бригады. Это не считая директора, бухгалтеров и других представителей не технических специальностей. Их установка проходит по специальным нормативным актам и ГОСТам — цифр очень много, мы не будем вас утомлять, называя их все.

Но вот, к примеру, над проезжей частью светофор для транспорта должен располагаться не ниже, чем в пяти метрах от земли. А если есть высоковольтная линия для троллейбусов, то еще на метр над этими проводами.

Что такое эти "трехглазые" штуки?

– Многие думают, что светофоры это три лампочки, которые сами по себе горят. На самом деле это сложная система, оборудованная на перекрестке. С каждой стороны перекрестка есть по два светофора. Один основной, а второй дублирующий. Все это делается, чтобы в случае перегорания какого-нибудь светового элемента (цвета) на одном из них, второй работал для подстраховки. Для пешеходов устанавливается по одному прибору с каждой стороны, – рассказывает НАШЕЙ Андрей Леньшин.

Еще он добавил, что все оборудование в столице Крыма состоит из цветовых светодиодных элементов и табло с обратным отсчетом времени. Управляет всеми секциями светофора контроллер (можно сказать специальный компьютер). Кроме того, каждый светофорный объект в отдельности программируется. Время отсчета, защитные действия при неисправности, а также голосовое или сигнальное сопровождение пешеходных приборов – все это делает Андрей Леньшин. Программы создаются на обычном компьютере и записываются на специальную флешку, после чего передается технику, который вносит данные в контроллер.

Почему 61 секунда, а не 60?

Часто на светофорах Симферополя водители сталкивались с таким процессом, когда загорается красный и отсчет начинается с 61 или 48 секунды. Такое время выбрано после тщательного анализа дорожной ситуации. Информация поступает от ГАИ. Прежде чем приступить к программированию светофоров, необходимо выяснить, на каком из них сколько времени должен светиться зеленый и красный свет. Для этого существует специальные формулы, которые учитывают потоки автомобилей по направлениям перекрестков и множество других данных.

– Но высчитывание проводится не за один раз, специалист, занимающийся этим, долгое время (до месяца) и более наблюдает за ситуацией на нужной развязке, прежде чем пересчитать время для перепрограммирования секции светофоров, – рассказывает главный инженер Андрей Леньшин.

Он добавил, что на многих перекрестках города за день по три раза меняются цифры обратного отсчета. Решение об установке новых светофоров принимается властями города с участием разных структур.

Желтое мигание

Неработающие светофоры все равно продолжают регулировать движение. К примеру, если на перекрестке сгорел красный сигнал на основном и дублирующем светофоре с одной стороны движения, водитель согласно правилам дорожного движения, находясь на главной дороге, будет ехать дальше. Светофор ведь не работает. А в этот момент на второстепенной дороге загорается зеленый, и происходит страшная авария. Для этого в программах светофоров заложено специальное условие. В случае поломки основного и дублирующего прибора с одной стороны автоматически весь объект переходит в режим желтого мигания, таким образом, защищая водителей от аварий.

Как узнают о поломке?

У организации, работающей со светофорами Симферополя, нет общего табло, как в фильмах, показывающего работу приборов в реальном времени. Но, тем не менее, техники быстро узнают о неисправности.

Во-первых, по словам главного инженера Андрея Леньшина, дежурная бригада постоянно объезжает определенные районы и проверяет все светофоры.

Во-вторых, организация тесно сотрудничает с ГИБДД и всеми муниципальными службами, поэтому о малейшей поломке узнают молниеносно. И действительно, увидеть посреди дня мигающий желтый цвет – редкость.

Кроме неполадок, организация сталкивается с водителями, которые добавляют дополнительную работу, врезаясь в столбы, и уезжают. А работы по восстановлению сбитой опоры и перезапуску светофора занимают очень много времени и трудовых ресурсов.

Разговаривающий пешеходный светофор

В ходе беседы с главным инженером МУП "Горремстрой" НАША узнала интересную историю. Лет восемь назад в Симферополе появились первые светофоры для пешеходов со звуковым сопровождением, но слова: "Переход разрешен" и "переход запрещен" пришлось записывать самим сотрудникам организации.

– Мы долгое время записывали всех сотрудников, чтобы определить, в чьем исполнении фраза получится более четкой. После того, как определились, составляется программа. Самым сложным было рассчитать фазы по времени, чтобы голос включался в нужное время. Но это было очень давно. Сейчас намного проще, в новые светофоры уже внесено голосовое сообщение, – говорит Андрей Леньшин.

Как стать человеком, программирующим светофоры?

В Крыму профессия инженера, программирующего светофоры, очень редкая. Таких специалистов можно пересчитать по пальцам рук. Андрей Леньшин рассказал, как можно стать специалистом этой сфере.

– Для этого нужно проработать 16 лет (ред. смеется). Ну а на самом деле, существуют учебные заведения, где обучают подобному ремеслу и откуда выпускаются хорошие молодые специалисты, получающие в институте комплекс знаний по всем вопросам управления дорожным движением, – говорит инженер.

Сам специалист лет десять назад столкнулся с работой программ для светофоров. Он работал с производителями контроллеров, специалистами, показывающими, как работать с программным обеспечением.