Наверх

Время молодого художника

Николай БалицкийТема создана: 12 декабря 2016, 11:30

Николай Балицкий

ВРЕМЯ МОЛОДОГО ХУДОЖНИКА

  С детства Катя проявляла интерес к образному творчеству: занималась танцем, закончила музыкальную школу по классу флейты, и там же в Судаке, прибрежном крымском городке, художественный кружок «Солнышко». Со временем живопись победила музыку и танец. В ее рисунках отпечатывалось моментальное изображение того образа, какой возникал у нее в голове в данный момент, проглядывались фантастические, не реалистичные, даже где-то мистические нотки. В этом я усматриваю импрессионистский в купе с сюрреалистическим подходом в изображении современных вещей, окружающих ее, а также неравнодушие к происходящим явлениям. Как писал Павел Коган: «Я с детства не любил овал! Я с детства угол рисовал!». Это вполне схоже с началом творчества будущего художника Екатерины Балицкой. 

  Во время учебы в Николаевском филиале Киевского Национального Университета культуры и искусства Катерина привлекала внимание преподавателей своим творчеством, но на первых курсах говорить о написании каких-то произведений не приходится. Все произошло, как это часто бывает, совершенно случайно. После открытия выставки одного из знакомых, Катя вместе с друзьями-студентами попала на фуршет, который проходил в мастерской художника-дебютанта. Стол с угощением был накрыт посредине мастерской, вокруг которого толпились приглашенные. А вдоль стен и по углам помещения стояли огромные подрамники, мольберты с частично расписанными холстами, краски и кисти разных мастей. Увидев это изобилие инструментов и материалов для творчества, Катерина пришла в неописуемый восторг. Наскоро перекусив она тихонько отошла от стола и, спросив разрешение хозяина мастерской, попыталась изобразить что-то на небольшом чистом холсте, и сделала это в своей присущей только ей манере письма, о которой она еще и не догадывалась. По окончании вечеринки, картина была готова, и возбужденные гости начали наперебой комментировать увиденное. В большинстве своем рецензии были положительные, что подтолкнуло Катю на более серьезное отношение к своему творчеству. Увлечение живописью и графикой способствовало более качественному выполнению дипломных работ и в 2007 году она успешно закончила университет по специальности художник-график, дизайнер, преподаватель. Работая по специальности в различных учреждениях, Екатерина большое количество времени уделяет изобразительному творчеству, учит детей, и сама любит учиться. Через восемь лет закончила курс «Новые художественные стратегии» в московском Институте проблем современного искусства (ИПСИ) и осталась работать в столице. Весь этот период имел большое значение в становлении молодого художника.  

  Рисовать может каждый человек, в смысле, каждого можно научить изображать предметы. Но невозможно научить вести разговор со зрителем посредствам холста, кисти и красок. Это или есть в человеке или его нет.

  Свободу понимания творчества Художнику, как, впрочем, и Зрителю, можно найти только внутри себя. Воображение – великий дар, посланный человеку, благодаря которому праздник жизни гарантирован всегда и везде. В современной музыке есть такое понятие как интеллектуальный рок. Его представители пишут не тексты к песням, а стихи, которые могут выступать отдельным произведением искусства. Мне кажется, что творчество Екатерины – это интеллектуальная живопись, принцип которой определил поэт Поль Валери: «Живописец должен изображать не то, что он видит, а то, что будет увидено», и как бы в продолжение этой мысли Иван Айвазовский: «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом».

  Ничего не возникает на пустом месте. Деревья не всегда произрастают на плодородной почве, мы часто видим их проросшими в пустынях, на скалах и даже на крышах домов. В окружающей нас жизни так много сюрреалистичного, абстрактного, модернистского, что мы, порой не замечаем этого, а когда видим сюрреализм и абстрактность на холсте, то порой недоумеваем и возмущаемся. Работы Балицкой являются продолжением нашей сложной и многообразной жизни супер современными средствами модёрнити, направлением, которое сегодня находится на острие художественного творчества. Она развивает те мысли и послания, которые дошли до нас со времен Иеронима Босха, предвестника сюрреализма в живописи, на минуточку, творившего почти полтысячи лет назад (!), Василия Кандинского, одного из основоположников абстракционизма, Поля Гогена, яркого представителя модернизма. Неудобоваримые произведения представителей этих направлений всегда возмущали общество своей непонятностью, но когда зритель хочет разобраться во всех этих «измах», тогда начинает видеть зерно смысла и понимает, что его предупреждают об опасности. Эти художники как назойливые мухи, вот уже несколько столетий, постоянно жужжат: «Ж-ж-ждите опасности!», «Ж-ж-ждите беды!». Но их никто никогда не слышит. В их замысловатых сюжетах не хотят видеть те глубинные смыслы, которые вместе со своей душой вкладывают художники. Более того, их быстро забывают и не хотят вспоминать. А от забывчивости возникают войны и другие беды. Современные художники своим модёрнити, продолжая традиции возмутителей общественного сознания, напоминают нам сегодня о главном, о сущем, о смысле. 

  Настоящее искусство не знает границ и не требует переводов, оно очень индивидуально, как и разговор двух людей. В разговоре все важно. Это не азбука Морзе, что передал – то и получил. В разговоре людей все зависит от личных фантазий, от того говорят ли собеседники на одном языке, каков их умственный и эмоциональный багаж, то есть, что прочитал, увидел пережил, какие у них взаимоотношения, серьезный разговор или с иронией … От этих и от многих других факторов зависит как пойдет один и тот же диалог: разные люди, или даже одни и те же люди, в разные времена поймут друг друга по-разному. Язык определяет индивидуальность каждого художника или поэта, который говорит нам своим языком, а мы слышим и видим каждый свое. Мне, кажется, любое искусство важно если оно не несет разрушение. У Балицкой мы увидим все что угодно, только не разрушение. Любовь к жизни, к человеку, к природе к вездесущему – да, но разрушение – никогда. Когда пересматриваю картины, посвященные этой вечной теме, на ум приходят слова: «Любовь смотрит сквозь розовые очки, превращая медь в золото, бедность – в богатство, а слезы – в жемчужины». Эта испанская поговорка как нельзя лучше характеризует любовную тему в творчестве Екатерины.  Переполнена этим святым чувством серия работ «Города», название и содержание таких произведений как «Согласие», «Внимание», «Красота» говорят сами за себя.

  В каждой картине Балицкой есть какая-то загадка, интрига. Разгадайте ее, и вы станете богаче. Давайте попробуем некоторые тайны приоткрыть вместе.

  Отдельно хочется сказать о живописном шедевре (не побоюсь этого слова) «Поцелуй». Четко читается сюжет: на фоне голубого неба, как символа воздушной легкости и невинности, оранжевые облака, которые привносят в картину радость. Но взгляд скользит дальше, и мы видим, что это уже не облака, а волосы влюбленных. То ли люди, то ли деревья слились в экстазе поцелуя счастливого и долгого, настолько долгого, что нами овладевает белая зависть и радость от всеобщего счастья. «Любовь вездесуща, и даже деревья целуются. Космическое единение деревьев, трав и облаков в одном поцелуе».*

[img width="293" height="296" src="file:///C:/Users/590~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.jpg" alt="поцелуй" v:shapes="Рисунок_x0020_2">

* цитата с сайта Е. Балицкой «Думкаптаха–размышлениянахолстеибумагеовзаимосвязяхвпространстве» http://dumkaptaha.com/ 

  Если посмотреть на серию картин «Прятки»,то мы увидим, что это самая многочисленная галерея, состоящая из живописи и графики.

  Текстовое сопровождение серии «Прятки», которое художник широко применяет на сайте, дает не только позитивное направление мышлению, но и практический психологический совет: «Каждый день человек прячет и удерживает множество эмоций, порывов, желаний. Этикет и общество контролируют движение наружу каждого индивида. Технократическая часть интеллекта в своей эволюции опережает развитие сознания. Человечество преуспело в открытиях и изобретениях, но по-прежнему остаётся глухо к собственному языку тела. Бессознательное не понимает слов, поэтому если вы хотите договориться, разговаривайте сами с собой мыслеобразами. Механизм общения сознания и бессознательного иногда называют интуицией. Благодаря закону сохранения энергии, каждая возникающая эмоция не может просто так исчезнуть. И, если человек не отреагировал, не выразил эту эмоцию, то эта биоэнергия трансформируется в мышечное напряжение. Благодаря таким пряткам происходит перевод психических реакций в физические зажимы. Наше тело - словно карта собственных проблем. И если знать грамоту, можно прочесть смысл и найти себя».* Найти себя не только в художественных образах, изображенных на картинах и графических зарисовках серии, но и в себе самом. Жизнь не игра в прятки, а постоянный поиск смысла.

  Искусство Балицкой насквозь пропитано психологией. Наверное, это связано с ее увлечением данным предметом еще со студенческой скамьи. Коллажи приглашают зрителя в психоанализ, и являются готовыми эскизами для психологического кабинета. А психоанализ, как известно, нужен всем, в том числе и самим психоаналитикам. Это всегда мысль человека настолько глубокая, насколько реальный мир подвластен изображению будь то в красках или в рифмах. На холсте и бумаге нет ничего невозможного: совмещение несовместимого позволяет высказаться каждому, в какой ипостаси он бы ни выступал.

   А вот работа, наполненная экспрессионизмом и абстракционизмом, в которой я увидел перекликание с мотивами картины «Крик» Мунка. «Реалити» – это набор взаимопоглощающих событий, в которых, в свою очередь, постоянно происходит процесс взаимозамены противоположных смыслов».*Эта картина – конфликт, крик души, поиск самого себя в нашем сложном противоречивом мире, стоящем на пороге экологических и социальных катастроф. Движение по кругу с нервными линиями очертаний Земного Шара подчеркивает нестабильность нашего присутствия на Земле. Сможет ли человек, поглощённый по горло в страшный круговорот своих низменных инстинктов, вынырнуть из него? Сюжет протягивает ниточку в начало прошлого века, когда работы экспрессионистов предвещали нетрадиционные начала и обновление художественных форм грядущего модернизма и сегодняшнего модёрнити. Явные и неявные, часто неосознаваемые линии картины ведут нас в тревожный мир размышлений о нашей будущности. Как Мунк на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков своим «Криком» предупреждал о грядущих революциях и войнах, так и Балицкая своей «Реалити» выражает тревогу о днях сегодняшних и грядущих.

 

 

  В картине «Корабль дураков» традиционными на протяжении уже более пятисот лет средствами выражения, но современным языком, Балицкая продолжает тему, затронутую художником Иеронимом Босхом еще в пятнадцатом веке и продолженную в середине прошлого века писателем Кетрин Энн Портер по роману которой был поставлен художественный фильм «Корабль дураков». Но если у предыдущих авторов корабль еще был на плаву, то у Катерины «корабль дураков уже никуда не плывёт. Остался от всего изобилия один только робот, который следит за тем, как судно постепенно врастает в дно моря. Единственному уцелевшему некуда возвращаться и некому рассказать что же действительно произошло с кораблём и его командой».* Та тревога о судьбе человечества, которую стремились донести Босх и Портер, не была услышана людьми и они готовы сделать последний шаг, чтобы оказаться на дне. Картина наполнена трагизмом: спасательному кругу некого спасать, дереву некуда пустить корни, роботу среди ненужного хлама даже негде будет подзарядить аккумулятор, а значит и он вскоре прекратит свою деятельность … Какое это имеет отношение к нам? Никакого. Хотим ли мы такого конца? Наверное, нет. И, тем не менее, не обращаем никакого внимания на послания, которые испокон веку регулярно поступают к нам. 

 

 

  Перспективный мастер может писать картины и на заказ, но для этого нужна интересная тема или достойный человек, если речь идет о портрет.

  Картина «Ас» – заказная. Зная о трагическом прошлом заказчика в начале его авиационного пути, живописец вносит символический элемент – бумажный самолетик, который чья-то рука запустила над подсолнухами. Неудачник, было врезался в цветок, но какая-то неведомая сила подхватила его верх к Крымским горам, к выполнению давней мечты, к свободе и успеху.

 

 

  Когда на сайте Балицкой нажимаешь кнопку «Графика», попадаешь в мир эмоций человека, от едва уловимых до ярких, как взрыв, от возбуждения и обиды до философии трагедии, от эмоций трудного детства до мудрой старости.

  Человек – это космос, целостный мир и этот мир настолько многообразен, что трудно его охватить. Но благодаря тому, что нас объединяет единая ткань – наша жизни, мы можем видеть то, в чем мы похожи, а в чем нет. «Человек амбивалентен и обладает полярным видением реальности. Словно две половинки мозга, все значения для сознания делятся надвое, на противоположные части, на чёрное и белое. И, обычно, то, что не нравится субъекту, он прячет, вытесняет в тень. Тут, в тени, благодаря закону сохранения энергии, живут эти ненужные эмоции и чувства. А из тени неблагоприятные процессы устремляются в тело человека в виде боли и прочих неприятностей. Каждая эмоция достойна того, чтобы быть проявленной. Создавайте свой целостный мир!».* 

  Интересный опыт работы по оформлению дизайна обложки книги для первого русскоязычного издания Вики Кинг «Как написать кино за 21 день». Но, думается, что со временем Екатерине придётся создавать дизайн собственной книги стихов.  Художник и поэт …, по-моему, это очень разные и очень похожие судьбы в творчестве. На сайте есть раздел СТИХИ, которые автор публикует с 2015 года. А с участием в Костромском международной конкурсе поэзии «Предлог-2016» лира Балицкой зазвучала звонче.

  Строки стихов, как мне показалось, часто перекликаются с сюжетами живописных произведений. Картины как мысли, а мысли как птицы взлетают с холста и садятся на белый лист бумаги.

***

Колоси́тся околе́сица.
Мне снится эта лестница 
непонимания,
где каждый шаг шага́я бе́сится
моя подруга, что мерещится,
воображаются воспоминания.

***

  Читая некоторые стихи я становлюсь озабоченным от напора новизны.Pardon, беру свои слова обратно. Придумал фразу поярче: читая некоторые стихи я вижу много новых слов и смыслов: 

***

Крузеншт́ейнишь оз́яго словестности
и куда бы ни звал эскал́оп
ты грубишь осядл́атой древ́естности
и пыхтишь одряхл́ятым ослом.

***

  Кручёность све́чел
  окудря́вость спи́чил
   и безору́кий взгляд пылит челом.
  Окромночре́слость очерк
  ты обеспру́чил
   и выдавил округлый бег свинцом!

***

  Соломенный
  Яркой звездой облучённый,
  Не сломленный,
  Солнца лучом опалённый,
   Стоит один, 
  Забытый своим генералом,
   Не внук, не сын
  Синий цветок в скалах.

***

Сумасброд –
Сумма душ, пропавший взвод.
Самодур –
С ума свёл себя надул.
Самострел –
Сам одумался и заржавел.
Судоход –
Сюда врезался стихов помёт.

***

  Все говорят о том, что сегодня молодые художники бьются головой о стену и окровавленные пробивают ее, а там такая же ограниченная комната, только с другими обоями, может быть чуть больше, может быть чуть меньше, но нет выхода на свободный простор. Они хотят признания, понимания, движения навстречу и … остаются один на один со своими проблемами. Они не являются членами официальных союзов художников, не пользуются никакими преференциями, работают на гране выживания, а мы ждем от них прорыва в изобразительном искусстве. Кричим им: «Давайте! Давайте!» А сами ничего им не даем, и это несмотря на то, что они уже многое сделали в начале миллениума. Сегодня так: либо ты выдаешь нагора – либо тебя нет. «Великое можно», которое пришло с началом 90-х прошлого века дало толчок, шанс многим художникам андеграунда. Им было легче на этой волне стать популярным и узнаваемым. Но в 2000-х этим уже никого не удивишь. И в этом еще одна сложность. Чем удивлять зрителя? Только талантом! 

  Любая дорога, в том числе и к успеху, начинается с первых шагов. Катерина сделала эти шаги, а они особенно трудные, если ты не имеешь наставника в творчестве. Впереди кропотливая повседневная работа. Кто сегодня может сказать наверняка, какие современные художники останутся в памяти грядущих поколений. Известен тот факт, что никто из современных критиков Матисса не отзывался о его работах позитивно, и тем не менее это не помешало Щукину и другим меценатам купить его работы, которые стали легендарными. Я думаю Балицкая своим искусством говорит: «мне не важно кто что скажет о моих работах». То есть, конечно важно, как художнику – натуре тонкой, чувствительной, ранимой. Но как человеку, может быть и не важно. Она знает, что ее творчество находит своего зрителя и постепенно занимает свое достойное место в широкой палитре современного искусства.

  И еще одно: как известно, искусство не может быть виновато, виноваты те люди, которые не правильно используют его достижения. В одной из своих песен Долли Партон поет: «Если ты мечтаешь о радуге, будь готова попасть под дождь». Мы не способны сделать свою жизнь дольше, но мы можем ее раскрасить в радужные цвета, сделать шире и глубже и в этом деле у нас есть хорошие помощники – молодые художники и поэты.

  Искусство Балицкой не дает ответ на вопрос: «Как жить?» Скорее оно спрашивает: «Как Ты живешь?» И поэтому закончить путешествие по творчеству Екатерины хочется уравновешенным полотном «Внутренний покой». «Даже в самых маленьких людях есть внутренний мир, в котором безопасно и тихо. Иногда мы попадаем туда непроизвольно, задумавшись. И когда это происходит, всё вокруг нас растворяется. Существуем только мы и наш внутренний покой».*

[img border="0" width="277" height="356" src="file:///C:/Users/590~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image014.jpg" alt="http://dumkaptaha.com/img/painting/peace_inside.jpg" v:shapes="Рисунок_x0020_7">

  Всё в этой картине призывает нас остановиться в сумасшедшей повседневной, порой меркантильной гонке за деньгами, материальным благополучием, карьерным ростом, что тоже очень важно для каждого человека. Но всё-таки более важно не забывать о главном богатстве – богатстве духовном. Сюжет картины строго уравновешен. Композиция, разделенная спокойными пастельными цветами фона строго пополам с фигурой мальчика в центре. Взгляд парнишки очень одухотворенный, направленный одновременно в самого себя и вдаль, в будущее. Зритель невольно сравнивает главного героя с собой и как бы примеряет его мысли на себя. Этот взгляд проникает глубоко в душу, и мы спрашиваем себя: «Достойно ли мы прибываем в этом мире?»


Нет комментариев к данной публикации

или авторизуйтесь

  Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> и ссылки http://youtube.com/watch?v=VIDEO
Внимание! Совершая любые действия на сайте, вы принимаете условия «Cоглашения»
Общество с ограниченной ответственностью " Город 82", ИНН 9102186061, юридический адрес: 295017, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Гаспринского, 9а
Редакции «Нашей Газеты» в Крыму
295017, г. Симферополь, ул. Гаспринского, 9а
Тел.: +7 (978) 128-24-99
299053, г. Севастополь, ул.Вакуленчука, 35 А
Тел.: +7 (978) 136-72-75
298607, г. Ялта, ул. Набережная им.Ленина д.13, 1 эт., оф. 12
Тел.: +7 (978) 762-12-88
г. Алушта, ул. Вл. Хромых, д. 27, 3 этаж, офис 2, 21
Тел.: +7 (978) 215-84-08
E-mail: editor@ncrim.ru
Размещение рекламы в «Нашей Газете»
г. Симферополь:
+7 (978) 853-65-17, s.popova@ncrim.ru
г. Севастополь:
+7 (978) 122-11-59, e.potapov@ncrim.ru


г.Ялта:
+7 (978) 212-58-02, a.kirilina@ncrim.ru


г.Алушта:
+7 (978) 009-56-70, a.petrov@ncrim.ru

Размещение рекламы на сайте
г. Симферополь: +7 (978) 853-65-17
г. Севастополь: +7 (978) 122-11-59
г. Ялта: +7 (978) 212-58-02
г. Алушта: 7 (978) 009-56-70

прайс-лист



При частичном или полном воспроизведении материалов новостного портала www.ncrim.ru в печатных изданиях, а также теле- радиосообщениях ссылка на издание обязательна. При использовании в Интернет-изданиях прямая гиперссылка на ресурс обязательна. Использование эксклюзивных фотографий портала без разрешения редакции запрещено, в случае нарушения данных требований будут применены нормы законодательства РФ. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте ncrim.ru и его субдоменах. Материалы, отмеченные знаком ®, размещены на коммерческой основе (реклама). Возрастная категория сайта 16+
«Наша Газета» Крым — NCrim.ru © 2009-2015
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2015
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Закрыть окно