Наверх

От Царской России и СССР до наших дней: как встречали Новый год в Симферополе

От Царской России и СССР до наших дней: как встречали Новый год в Симферополе
0+
Фото: vk.com
Как давно в Симферополе ставят елки и какие новогодние открытки отправляли симферопольцы до революции

После распада Советского Союза новогодние традиции Симферополя не слишком изменились - до сих пор главная елка Симферополя устанавливается на площади Ленина, там же проходят концерты и гуляния. Но мало кто знает, что первую новогоднюю елку в городе нарядили немцы во время оккупации. До этого даже традиции такой не было - масштабно отмечать этот праздник. 

Симферопольская елка в 2013 году. Фото:vk.com

На пересечении улиц Пушкина и Гоголя елку впервые поставили еще в 1960х годах. Традицию ставить в этом месте ель возродили в 2010 году. А с 2014 года туда привозят огромную живую вологдоскую ель - ежегодный подарок Крыму от Деда Мороза.

Вологодская ель в Симферополе, 2015 год. Фото: vk.com

В остальном же основные традиции праздника не меняются последние 20 лет. Современному человеку трудно представить Новый год без елки, мандаринов и прочей привычной атрибутики. Но далеко не всегда Новый год был таким, каким мы привыкли его видеть.

Общеизвестно, что в Российской Империи отмечать Новый Год в ночь с 31 декабря на 1 января начали только в 1700 году, при Петре I. До этого же на Руси Новый год отмечался в сентябре или марте. В Крым традиция отмечать Новый Год пришла в 1783-84 годах, после вхождения в состав Российской Империи, тогда же в едва основанном Симферополе прошли первые новогодние гуляния по европейскому образцу. Но вплоть до начала ХХ века праздник был непопулярен, а привычный нам вид он приобрел и вовсе не так давно. Так как же отмечали Новый Год наши предки? НАША составила небольшую историческую справку. 

Советские годы

Несмотря на то, что в начале ХХ века Новый Год постепенно начал превосходить Рождество по популярности в народе, действительно всеобщим праздником он стал лишь при советской власти. В период Гражданской войны и НЭПа Новый год отмечался все еще достаточно широко, однако Рождество и связанные с ним традиции преследовались в виду антирелигиозной компании большевиков. 

Но уже в 1929 году Рождество было запрещено на законодательном уровне, а Новый год перестал быть праздничным днем и стал обычным рабочим. Под запрет также попала и  елка - ее посчитали буржуазным излишеством, одним из символов "старого режима."

Под "Рождество Христово" в обед 
Старорежимный ёлочный дед 
С длинной-предлинной такой бородой 
Вылитый сказочный "Дед-Мороз" 
С ёлкой под мышкой саночки вёз, 
Санки с ребёнком годочков пяти. 
Советского тут ничего не найти! - 
писал советский поэт и общественный деятель Демьян Бедный в 1928 году.

В тридцатые годы произошли небольшие послабления, в частности в 1935 году гонения на елку были признаны излишними, после чего для детей стали проводить общественные праздники с украшением елок. Тогда же и появился привычный нам образ Деда Мороза и Снегурочки. Однако, еще долгое время Новый год не отмечался в привычном для нас виде.

Симферопольские старожилы вспоминают, что до войны в масштабах города Новый год не отмечали. Как ни странно, но первую городскую елку нарядили немецкие солдаты во время оккупации.

- В домах елки начали ставить только незадолго до войны, я еще совсем маленькая тогда была. А вот во время оккупации немцы нарядили живую елку в сквере недалеко от улицы Пушкина, а в саму новогоднюю ночь начали стрелять! Мы тогда сильно испугались и попрятались, думали, ночные бои начались -  рассказывает Надежда Борисова, старожил города, родившаяся в 1931 году.

Вскоре же после войны, в 1947 году, 1 января объявили выходным днем, в этот же период в Симферополе начали появляться городские елки. В 50-60х годах праздник приобрел уже привычные нам формы- обязательным атрибутом стали мандарины и салат оливье. Правда, главная городская елка располагалась в довольно непривычном месте - у кинотеатра Симферополь.

Симферопольская елка в 1960х годах. Фото из архива музея истории  Симферополя.

В начале 1970х бывшая Базарная площадь подверглась серьезной перестройке, после чего была переименована в площадь Ленина. С тех пор традиционно главную елку Симферополя располагалась там, там же проводились и новогодние народные гуляния.

Праздник до 1917 год

Впервые устраивать народные гуляния с фейерверками на Новый Год стали при Петре I. Специальным указом "О праздновании Нового Года" Петр постановил:  

- Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов - из указа Петра I от 20 декабря 1699 года.

Также Петром была введена мода на украшение дома хвойными деревьями по европейскому образцу.

 - И кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года. -  гласит все тот же указ Петра.

Но традиция не слишком прижилась - в XVIII - XIX веках Новый  Год широко отмечали, в основном, в среде дворянства и аристократии, в народе предпочитали отмечать Рождество. Стоит отметить что по старому стилю Рождество в России отмечалось 25 декабря, а значит предшествовало новогодним торжествам. Украшать дом хвойными после смерти Петра I и вовсе практически перестали, возродив традицию лишь  в середине ХIX века, уже в царствование Николая I, и то скорее как рождественскую традицию по немецкому образцу.

Но к  концу XIX века, в царствование Николая II ситуация меняется и светский праздник понемногу начинает вытеснять религиозный. К началу ХХ века Новый год в Российской Империи начали отмечать действительно широко, хотя рождественские гуляния тоже имели место.

В начале ХХ века получают широкое распространение различные новогодние открытки. Подобные до сих пор можно встретить в личных архивах симферопольцев. Открытка из частной коллекции.

Елка как символ праздника также получает все большее распространение, в 1900х годах появляются первые фабричные елочные украшения. Но большинство жителей Империи продолжали ставить елку к Рождеству, оставляя ее на Новый Год и потому во многих письменных источниках до 1920х годов елку называли рождественской.

В начале ХХ века появилась мода на фотооткрытки к Новому Году, не обошедшая и Симферополь. Фото из частной коллекции.

Последние широкие новогодние гуляния прошли в Российской Империи перед Первой Мировой Войной, в 1913 году. В военные годы праздники старались отмечать скромно, а после 1917 года имперские традиции были уничтожены.

Фотоальбом:

Рождественская открытка периода царствования Николая IIНовогодняя открытка, 1900е.Фотооткрытка, популярный способ поздравить близких в начале ХХ века.Елка на пересечении улиц Пушкина и Горького, 1960е.
Вы можете сообщить о новости либо проблеме по номеру редакции +7 (978) 128-24-99 (Симферополь) и +7 (978) 136-72-75 (Севастополь), +7 (978) 762-12-88 (Ялта). Или написать в группу Вконтакте, сделать фото- либо видеоподтверждение и заработать от 150 до 2000 рублей
Иванъ Костогрызовъ, 02.01.2017, 12:03
Тэги: Симферополь
Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter
Люда22 декабря 2016, 22:15
Интересно и познавательно
Согласны с автором?

или авторизуйтесь

  Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> и ссылки http://youtube.com/watch?v=VIDEO
Внимание! Совершая любые действия на сайте, вы принимаете условия «Cоглашения»

Подпишитесь на рассылку

Общество с ограниченной ответственностью " Город 82", ИНН 9102186061, юридический адрес: 295017, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Гаспринского, 9а
Редакции «Нашей Газеты» в Крыму
295017, г. Симферополь, ул. Гаспринского, 9а
Тел.: +7 (978) 128-24-99
299008, г. Севастополь, ул. Пожарова, 18
Тел.: +7 (978) 136-72-75
298607, г. Ялта, ул. Набережная им.Ленина д.13, 1 эт., оф. 12
Тел.: +7 (978) 762-12-88
г. Алушта, ул. Вл. Хромых, д. 27, 3 этаж, офис 2, 21
Тел.: +7 (978) 215-84-08
E-mail: editor@ncrim.ru
Размещение рекламы в «Нашей Газете»
г. Симферополь:
+7 (978) 203-79-83, m.didenko@ncrim.ru
г. Севастополь:
+7 (978) 043-63-38, o.sivasova@ncrim.ru


г.Ялта:
+7 (978) 212-58-02, a.kirilina@ncrim.ru


г.Алушта:
+7 (978) 900-79-94, v.komarov@ncrim.ru

Размещение рекламы на сайте
г. Симферополь: +7 (978) 203-79-83
г. Севастополь: +7 (978) 900-79-94
г. Ялта: +7 (978) 212-58-02
г. Алушта: 7 (978) 900-79-94

прайс-лист



При частичном или полном воспроизведении материалов новостного портала www.ncrim.ru в печатных изданиях, а также теле- радиосообщениях ссылка на издание обязательна. При использовании в Интернет-изданиях прямая гиперссылка на ресурс обязательна. Использование эксклюзивных фотографий портала без разрешения редакции запрещено, в случае нарушения данных требований будут применены нормы законодательства РФ. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте ncrim.ru и его субдоменах. Материалы, отмеченные знаком ®, размещены на коммерческой основе (реклама). Возрастная категория сайта 16+
«Наша Газета» Крым — NCrim.ru © 2009-2015
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2015
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Закрыть окно