На съемках фильма "Крым. Путь на Родину" по-настоящему подожгли синагогу и разбили окна в автобусе
В марте к годовщине присоединения Крыма к Российской Федерации на экраны вышел фильм Андрея Кондрашова "Крым. Путь на Родину". Он смотрится на одном дыхании, в первую очередь, благодаря высокому профессионализму его создателей, несмотря на трудности, которые вставали на пути во время съемок. Постановщик трюков (а их в фильме много) каскадер Сергей Силкин рассказал, что осталось за кадром, как работают и чем живут каскадеры его творческого объединения "Кино-Трюк", которые принимали участие в работе над фильмом "Крым. Путь на Родину".
- Расскажите о вашем творческом объединении. Когда оно создано?
- С 2003 года мы входили в состав Международной каскадерской ассоциации в Киеве, и я был директором крымского отделения, а в 2008 году было принято решение создать свое. Мы занимались всем: подбирали коллектив - ассистентов, костюмеров, гримеров, тех людей, которые раньше работали в Ялтинской студии и остались без работы, но всю жизнь себя видели в кино. Все эти люди - специалисты своего дела. В итоге к 2008 году сложился большой профессиональный коллектив, и можно было смело утверждать, что эта команда полностью обеспечит производство любой киногруппы, поэтому мы создали "Кино-Трюк" и начали работать. Сейчас "Кино-Трюк" – единственная организация, объединяющая профессиональных каскадеров в Республике Крым.
- Как работали над фильмом "Крым. Путь на Родину"?
- Мы попали туда не случайно. Мне позвонили, сказали, нужно найти людей, которые в ночное время не побоятся поджигать коктейли Молотова. Я приехал на съемочную площадку, познакомился с продюсером, поговорили, а ведь они изначально планировали вызывать каскадеров из Москвы. Но когда продюсер узнал о "Кино-Трюке" и пересмотрел фильмы с нашим участием, предложил работать. После этого пошли съемочные дни. Снимали нападение на автобус нацистов, сжигание автобуса дотла, переезд легковой машины "Уралом". Эти случаи взяты из документальных сводок МВД, поэтому все, что мы выполняли по трюкам – реально. Когда снимали эпизод про автобус, во время съемок внутри были люди, а его били дубинками, битами, камнями, разбивали стекла вживую. Надо было рассадить актеров по автобусу, чтобы избавить от травм. Лица прикрыть невозможно – все на камере. Я просчитывал, кого, как, на какое сиденье посадить, в какую сторону полетят стекла, пытались подобрать детали, чтобы обезопасить от травм: шапки с козырьком, некоторым очки. Правда, были мелкие осколки – стекла сыпались градом со всех сторон, но серьезных травм не было. А потом уже снимали сжигание автобуса дотла. Жар был такой, что подойти метров на тридцать к автобусу практически невозможно. А мы, каскадеры, работали на расстоянии восемь-десять метров и все ощущали до такой степени, как будто руки в огонь засунули, и все для того, чтобы кадр был максимально правдоподобен.
- Какая самая длинная каскадерская сцена в фильме?
- Когда про автобус снимали: полностью сутки и весь день. Во-первых, потому, что там было много участников. В автобусе сидело двадцать человек, окружало человек шестьдесят. Сначала снимали, как его громили, потом крупным планом, как стекла летят внутрь и поджигание. Проблемы были с тем, что в автобусе оконные стекла оказались вставлены разного образца. Когда начали кидать камни, некоторые стекла просто не бились, вернее, не разлетались. Получались маленькие дырочки: кидаешь камень – дырочка. А нам нужно было, чтобы стекла рассыпались. Приходилось ставить по краям пиротехнические заряды, и при броске камня пиротехник нажимал на кнопку, тогда стекло летело в салон. Это задача постановщика трюков – каждого человека усадить или расставить так, чтобы он находился в безопасном месте. И не только в автобусе, но и тех, которые рядом: съемочная группа – звукооператор, камера, ассистенты, ведь они были все в непосредственной близости.
- Недавно в Интернете появилась ваша фотография с вручением грамоты или благодарности. Это за фильм "Крым. Путь на Родину"?
- Да, мы получали много благодарностей, но самое приятное и неожиданное – это когда мне позвонил директор картины, Антон Черкасов и захотел со мной встретиться, я думал, у нас разговор будет дружеский, ведь он в Ялте и просто хочет пообщаться. Антон пожал мне руку, вручил пакет с подарками и произнес слова, которые меня шокировали: "Сергей, это признание президента России Владимира Путина по поводу вашей работы в фильме "Крым. Путь на Родину", профессиональной постановки трюковых сцен, и он сказал, что президент вручил нам подарки, просил передать их постановщику трюков". Как десять орденов получил! Ну что еще может быть приятнее? Там был планшет и телефон последней модели. Спасибо Владимиру Путину за то, что он оценил нашу работу. В Ялте в конце августа проходил телекинофорум, там я познакомился с Андреем Кондрашовым, который во время фильма присутствует на экране и ведет беседу с президентом. В его честь была открыта звезда в Ялте у "Юбилейного", я к нему подошел, поблагодарил, что нам удалось поработать в проекте. Нас начали фотографировать, эти фотографии и появились в интернете.
- В кино часто бывает, что какие-то сцены вырезают. У вас было такое?
- Мы снимали поджог синагоги в Симферополе. Это было в действительности: ночью двое подошли и закидали синагогу коктейлями Молотова. Снимали эту сцену ночью, в Симферополе и поджигали те же двери. Но впереди они были перекрыты еще решеточными дверями. Надо было попасть именно в те места, где огонь красиво мог разлететься и охватить полностью дверной проем, ни влево, ни вправо, а именно попасть в нужную точку. Сначала была тренировка: пластмассовыми бутылками с камнями, и когда кидали уже горящие коктейли Молотова, метров с 15-18, слава Богу, сразу получилось, мы смотрели на экране. Оператором было снято, как идет бросок, бутылка в замедленном действии переворачивается, летит и ударяется в дверной проем, вспыхивает громадное пламя. Есть такой ролик в интернете – "Кадры, не вошедшие в фильм". Там эта сцена есть. Ну и конечно, хочется сказать большое спасибо, ведь я в кино давно и много перевидал групп, а съемочная группа фильма "Крым. Путь на родину" - удивительные профессионалы, хоть и молодежи много, все на своих местах, все работают слаженно. Хочется им сказать спасибо, что есть такой коллектив канала "НТВ Наше кино". Будем надеяться на дальнейшую совместную работу. Кондрашов заверил, что мы обязательно встретимся на съемочной площадке.
- Какое количество каскадеров входит в "Кино-Трюк"?
- Мы будем брать костяк, как обычно бывает, и это человек 10-12. Есть каскадеры дублирующие: люди, которые когда-то занимались спортом, но до конца не представляют себе работу в кино. Да, они спортивно подготовлены, но мы их держим для сцен второго плана, когда нужно на чьем-то фоне пострелять, побежать, упасть. Некоторые картины мы отрабатывали двумя-тремя каскадерами из-за невозможности оплаты большего количества участников. Это когда ты сегодня играешь немца, а через час-два переодеваешься и играешь персонажа с обратной стороны: например, партизана.
- А какой возраст каскадеров?
- Профессиональный возрастной – от 35 и до 60 лет. У нас люди и в 55, и в 60 лет в хорошей спортивной форме. А молодежь от 18 лет и до 23-25. Это вспомогательный состав. Они проходят стажировку, пробуют себя на съемочных площадках и потихоньку, по одному человеку, бывает, мы переводим в основной состав. И когда человек не просто проработает три-четыре-пять картин, а покажет себя, чтобы можно было считать его партнером. Каскадер – это взаимовыручка. Несвоевременно потушил, когда мы горение делаем, не схватил и не нажал на рычаг огнетушителя – это все. Может быть до сильнейших ожогов, даже до летального исхода. К сожалению, все бывает, были и такие случаи, вернее, случай.
- Погиб кто-то?
- Нет, не погиб, слава Богу. Мы снимали в фильме трюк – горящего каскадера и его нужно было потушить. Мы поставили из вспомогательного состава человека, который, по нашим меркам, уже много проектов отработал, он должен был всего лишь в нужный момент потушить горящего каскадера. А каскадер горел и его никто не тушил. Слава Богу, все обошлось, потому что успели среагировать другие. Естественно, как бы мы ни относились, этого человека уже не подпускали к таким сценам. Человек проверяется. Он или может сразу, или не может. Состояние организма, умение держать себя в руках – это все уже должно быть выработано.
- Где вы тренируетесь?
- Это проблема, потому что все спортзалы находятся в школах, детские спортивные школы на коммерческой основе. Нам приходится в выходные дни заходить за трассу на поляны какие-то. И немаловажная вещь, что у каскадеров большие оборудования: многометровые тросы, карабины, маты, подкидные доски, конструкции для переворота машин. Уже готовые конструкции, которые остались от старых проектов, тоже нужно где-то хранить. Нам приходилось оставлять на местах съемок много металла, даже разбитые машины, которые мы могли взять себе, отреставрировать и привлекать к другим съемкам, но приходилось оставлять, потому что некуда привезти и хранить. Поэтому минимальная база для каскадеров нужна. По финансам мы не в состоянии арендовать, аренда очень дорогая.
- В каких проектах сейчас участвуете?
- В данном случае проекты пока заморозились. На бюджетные деньги не снимают, потому что в России происходит переустановка в банковских системах, и банки не выделяют киногруппам деньги на производство фильмов. Очень много проектов в Москве, но сидят, как говорится, на чемоданах и не могут получить нужное финансирование, а снимаются некоторые проекты, в основном, только на частные деньги. Сами деньги вложили, режиссеры или продюсеры и снимают. Мы не сидим просто так, у нас сейчас идет работа по завершению проекта на ТВ-канал. В прошлом году начали снимать фильм про историю Крыма, начиная с 15-16 веков. Мы проехали все места, крепости в Судаке, много отсняли, рассказываем в кадре, как проходила история и развитие Крыма. У нас осталось буквально две-три финальных сцены отснять и, я думаю, уже в следующем году фильм про историю Крыма будет выложен, по крайней мере, в интернет точно, но, будем надеяться, что какие-то каналы его приобретут. Снимаем на хорошей аппаратуре, приобрели, как ни странно, на свои собственные деньги. Этой аппаратурой можно снимать вплоть до сериалов. Нам осталось завершить фильм, монтаж, запустить его на каналы и в интернет.
- На какие каналы хотелось бы?
- Мы будем предлагать и на канал "Россия", на Первый канал. Наша задача не столько его коммерчески продать, хотя, хотелось бы, конечно, продать, главное, чтобы этот фильм увидела большая аудитория.
- Есть у него название?
- Названия пока нет, мы не спешим с этим.
- Есть какие-то трюки, которые с материальной точки зрения не получается выполнить, а хотелось бы?
- У нас один трюк был задуман лет, наверное, двадцать пять назад. Предлагали разные суммы, но недостаточно – всего лишь пятьдесят процентов. Трюк подразумевал под собой прыжок, вернее, полет машины со скал Ай-Петри на летящий внизу воздушный шар. Машина приземляется на воздушный шар, в это время из машины еще вылетает человек (каскадер). Вот такой трюк, для которого нужно строить целые рельсовые пути, трамплины на скалах. И хотя опасность жизни каскадера велика, мы уверены, что получилось бы, потому что просчитано все годами. Сложность должна оцениваться, никто такой трюк просто так делать не будет. При всех затратах, машинах, подготовки и самой сложности трюк тянул до миллиона долларов. Нам предлагали сумму по триста, по четыреста тысяч, но эти деньги только ушли бы на работу, на подготовку, на выстраивание трамплина, рельсы, на технику.
- Сколько бы трюк в фильме занял минут, секунд?
- Я думаю, секунд тридцать могли бы вытянуть с плавным завершением, с панорамами. Показать, как каскадер в машине, разгоняется, потом мотор, взлет, падение и завершение. Это мы помечтали, повеселили себя немножко. Люди ходят и не встречают друг друга, так и у нас. Мы, каскадеры, отдельно, желающие заказать такой трюк отдельно и никак не можем встретиться.
- Может, когда-то и получится?
- Этим и живем.
Автор: Елена Масленникова