В доме матери Волошина в Коктебеле предложили поселить деятелей культуры

На прошлой неделе известный режиссер и продюсер Эдуард Бояков представил концепцию культурно-исторического и туристического центра "Коктебель-парк". Концепция готовится по заданию Министерства экономического развития Крыма. К обсуждению пригласили представителей местной общественности, которые раскритиковали представленный документ.

Дом раздора

Авторы проекта предлагают отвести дом, принадлежавший матери поэта Волошина под творческие резиденции, где будут останавливаться прибывающие в Крым деятели культуры. Но на здание, как и на ряд других исторических объектов на территории парка претендует музей Максимилиана Волошина, который испытывает острый дефицит площадей.

Эдуард Бояков. Фото телеканала "Культура"

— Наша позиция состоит в том, что музеефицировать здание неправильно, — говорит Эдуард Бояков. — В музеефикации нет экономики. Привести пять объектов в порядок стоит 500 миллионов рублей. Ожидание, пока эта сумма придет от государства, может затянуться на многие годы.

Культурный кластер на месте Дома творчества

Туристический центр было решено организовать на месте бывшего Дома творчества писателей, территория и здания которого были национализированы в прошлом году. В задачу разработчика концепции входило составить такой план развития территории, который может привести в Коктебель новых инвесторов.

Эдуард Бояков вместе с архитектором Алексеем Комовым, исходя из традиций Коктебеля и его исторического наследия, предложили создать здесь современный комплекс для проведения образовательных и культурных мероприятий. Они убеждены, что именно к этому стремился сам Волошин.

Старые гаражи переоборудуют в творческие мастерские. Эскиз из презентации Эдуарда Боякова.

— Все, что сегодня называется модными словами "воркшоп", "коворкинг", "резиденция" и т. д., было заложено и блестяще реализовано Волошиным, его друзьями и последователями, — говорится в представленной Бояковым презентации.

Мастерские, арт-рынок и медиацентр

Реконструкция территории предполагает бережное сохранение сложившегося облика парка. Самострои предложено снести, старинные здания отреставрировать, остальные привести к единому архитектурному облику.

Такой должна стать набережная Коктебеля. Эскиз из презентации Эдуарда Боякова.

В старых гаражах Дома творчества должны разместиться художественные мастерские. В библиотеке и столовой, сейчас переданных в аренду ночному клубу — современный медиацентр. Рынок, где продавались продукты и курортные товары, предполагается превратить в арт-рынок, где уместны лишь работы крымских художников.

Деньги музей обещает найти

Представители музея считают, что оценка музеефикации в 500 миллионов сильно завышена и сообщают, что деньги на реставрацию зданий для музейных нужд уже обещала предоставить одна из крупных российских госкорпораций.

Министр экономического развития Крыма Андрей Мельников предложил музею направить предложение о передаче ему земельного участка и зданий в правительство республики и обещал рассмотреть этот вопрос.

Проект реновации рынка у дома-музея Волошина. Эскиз из презентации Эдуарда Боякова.

Сухой закон с местной спецификой

Свои сомнения в том, что предложенный проект адекватен истории и духу Коктебеля высказал историк Андрей Мальгин, директор Центрального музея Тавриды.

— Идеология Коктебеля стоит на двух китах: Волошин, джаз и коньяк. Причем, коньяк во всех смыслах — и свободный алкоголь, и нудизм. В Коктебеле есть дух свободы, который отсутствует в других городах, которого нет в Ялте и Алуште. Не приведет ли архитектурная заорганизованность к тому, что дух Коктебеля будет убит? — задал риторический вопрос авторам проекта Мальгин.

В ответ Бояков заметил, что, по его мнению, "нудистский пляж и алкоголь — опасное сочетание" и сообщил, что на территории комплекса будет действовать "легкий сухой закон", подразумевающий продажу только некрепленых местных вин.