Балаклава — туристическая жемчужина, а Севастополь — винодельческая провинция: что мешает реализовать проекты

"Международный центр туризма Балаклава", "Терруар Севастополь" и "Энерджинет" стали первыми тремя в ряду приоритетных проектов, над которыми работает Департамент приоритетных проектов развития города Севастополя. Эти проекты приняты как рабочие на заседании Совета по стратегическому развитию Севастополя 15 декабря 2016 года.

Презентация перспективных направлений была проведена директором департамента приоритетных проектов Сергеем Градировским в Законодательном собрании. Его выступление вызвало бурную реакцию со стороны депутатского корпуса и общественности. В частности, депутат Заксобрания Татьяна Сандулова назвала презентацию "сочинением на вольную тему".

Возможность или невозможность реализации приоритетных проектов, озвученных Сергеем Градировским, прокомментировал "НАШЕЙ" председатель Союза архитекторов Севастополя Сергей Комаров. По его мнению, все будет зависеть от того, насколько профессионально будет составлен Генеральный план Севастополя.


Председатель Союза архитекторов Севастополя Сергей Комаров

Яхтенная марина

Одним из крупнейших из задуманных проектов является превращение Балаклавы в яхтенную и туристическую жемчужину мирового класса. Переориентация Балаклавы производится по поручению правительства России.

– Нам очень хочется сохранить ценнейший город трехтысячелетней давности, который находится на территории Большого Севастополя, – сказал Сергей Градировский.

– Не рисовать надо новые концепции, а разрабатывать отраслевые схемы. Если Севастополь – центр туризма, то под каждый вид туризма должна быть разработана своя инфраструктура. Если мы хотим видеть Балаклаву центром яхтенного туризма, то нужно увязывать его со всем Севастополем, а не замыкать в одной только Балаклаве, – считает Сергей Комаров.

Авторское виноделие

Проект «Терруар Севастополь» предусматривает развитие и продвижение винодельческих марок "Инкерман" и "Золотая балка", а также создание нового винодельческого бренда "Терруар Севастополь".

– Хотя у нас всего 10 га земли, которая приносит виноград, мы все же готовы потягаться за звание лучшей винодельческой провинции России, – говорит Сергей Градировский.

– Если Правительство предлагает реализовывать проект авторского виноделия, то почему сельскохозяйственная отрасль в проекте Генплана никак не отражена? Сегодня жители Верхнесадового ездят в Севастополь, потому что у них другой работы нет, – говорит Сергей Комаров.


Комплексная застройка

Ведение комплексной застройки должно стать одним из ключевых проектов развития Севастополя.

– Мы очень хотели бы вернуться к тому уровню планирования, что существовал в Советском Союзе, чтоб застройка велась кварталами, а не точечно, тогда каждый район, каждый квартал будет обеспечен всем необходимым, – сказал Сергей Градировский.

По его словам, с такой инициативой к Правительству обратился Союз строителей Севастополя.
По мнению же Сергея Комарова, невозможно планировать комплексную застройку, не имея адекватного Генерального плана.

– Чтобы создать адекватный Генеральный план, нужно понимать экономическую составляющую, чем будет жить город. Разработчик должен владеть информацией, какие инвесторы обращаются к руководству города с какими проектами, чтобы предусмотреть места для развертывания производства, которое будет кормить район или полрайона. Соответственно к предприятию должны быть проложены дороги, рассчитанные на необходимый транспортный поток. Для работников предприятия должны быть предусмотрены комфортные условия жизни – не просто жилье, а районы, где можно вести полноценную социальную жизнь.
О какой комплексной застройке можно говорить, когда мы до сих пор не определились, какая отрасль станет бюджетообразующей? Разработчики Генплана всерьез предлагали строить экономику города на сдаче квартир внаем.
У нас на сегодняшний день целые дачные поселки заселены, как полноценные кварталы, там люди живут десятилетиями, работают, женятся, детей рожают, умирают, в конце концов. Но при этом остаются фактически отрезанными от жизни города. К ним ни скорая помощь проехать не может, ни школы на их детей не рассчитаны, ни в поликлинику они не могут обратиться, потому что не прописаны там. Более того, зачастую возводимые многоэтажки попросту отрезают им путь "в город", – говорит Сергей Комаров.

По его словам, разработчики нового Генплана не вникают в местные особенности Севастополя и не прислушиваются к рекомендациям местных специалистов. А при таком отношении ни о какой комплексной застройке не может быть и речи.

Федюхины высоты

Кроме того, департамент приоритетных проектов выдвинет проекты создания в Севастополе Гераклейской рокады, мемориального парка "Примирение" и музея под открытым небом на Федюхиных высотах.
Мемориальный парк фактически станет реконструкцией Приморского бульвара, поскольку должен быть расположен на всем протяжении от Артиллерийской до Карантинной бухты.

– Создание музея на Федюхиных высотах позволит привлекать туда туристов не только во время проведения военно-исторического фестиваля, а круглый год. Кроме того, это позволит несколько разгрузить Севастополь от туристического транспортного потока, – считает Сергей Градировский.

– Лучшим местом для строительства патриотического, военно-спортивного парка была гора Гасфорта. Во-первых, мимо Гасфорта проходит междугородняя трасса, туда легко добраться хоть машиной, хоть автобусом. Во-вторых, благодаря разнообразию природного ландшафта там легко можно было найти занятия для всей семьи на весь день. Ни 30-я батарея, ни Федюхины высоты не столь удобны хотя бы потому, что туда нет нормальных подъездных путей, – говорит Сергей Комаров.

  • Напомним, что разработкой Генплана Севастополя занимается ГУП "Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы". Окончание работ над генпланом Севастополя было запланировано на сентябрь 2016 года. В связи с замечаниями депутатов Заксобрания и необходимостью доработки, презентация Генплана отложена до марта 2017 года.