Украденный "Крым" – дизайнер нового логотипа республики нарушил авторские права

Только вчера, 20 декабря, НАША писала о новом разработанном бренде Крыма, многие эксперты высказали свое мнение о сложности и непонятности логотипа. Вопросы вызывали шрифты и цвета, использованные в новом бренде.

"Я.Крым – Точка притяжения"

Брендбук был создан студией графического дизайна "О!Степанова" из Симферополя, презентован Министерством курортов и туризма республики Крым.

СПРАВКА
Брендбук – это описание основных элементов идентичности и атрибутов бренда (суть, позиция, миссия, философия, ценности, индивидуальность). Задачей этого документа является систематизация всех идеологических элементов бренда, создание комплексной сформированной картины бренда, а также подробных рекомендаций по его использованию с целью формирования целостного восприятия бренда потребителями. (Википедия)

Известный севастопольский блогер и фотограф Сергей Анашкевич нашел в социальной сети обсуждение нового бренда республики и удивился, увидев там свои фотографии, о чем сразу написал в "Живом журнале".

– Все бы хорошо, но ... фотографии для брендбука "Я.Крым. Точка притяжения" были попросту украдены! Никто не обращался ни с запросом о покупке, ни с запросом на разрешение о публикации. Ни я, ни другие авторы фото знать не знали (а некоторые все так же не знают) о том, что использовались их фотографии.

Сергей отмечает, что дизайнер брендбука ему все-таки позвонил.

– Объяснила, что был жуткий цейтнот, фото были найдены в интернете и им не было времени искать авторов снимков (хотя все мои фото имеют копирайты и связаться со мной проще простого). Далее прозвучала просьба ничего не предпринимать, войти в положение и присоединиться к благой цели популяризации Крыма. Цель-то и правда благая, – пишет в своем блоге Сергей Анашкевич.

"Поверить в благое дело?"

Далее Сергей задал вопрос своим читателям, как ему поступить в подобной ситуации? Все-таки поверить в благое дело и оставить все как есть, или подавать в суд?

Около пятисот человек указали – воровать нельзя, закрывать глаза на это тоже, даже ради благой цели.


Опрос в "Живом журнале" Сергея Анашкевича.

Многие комментаторы уповали на то, что Ольга Степанова (дизайнер проекта) получила за разработку бренда Крыма один миллион рублей.

Даже подписи к фото, по объяснению Сергея Анашкевича, были некорректные.

– Это вводит в заблуждение зрителя, так как указано, что это евпаторийская розовая соль. Фото же сделано на озере Опук в совершенно другой части Крыма, на востоке. И соль в озере Сасык-Сиваш около Евпатории не имеет розового цвета, она белая, – пишет блогер.



Фотография Сергея Анашкевича в брендбуке Крыма.

НАША спросила у сотрудника Общероссийской общественной организации "Российское Авторское Общество", Михаила Швецова, как уберечь себя от подобного воровства и что за это может быть?

– Уберечь себя в мире интернета почти невозможно. Хорошо, когда человек известен и его работы могут "всплыть" где-то в сети или в рекламе. Нужно писать претензию в полицию, прокуратуру, обращаться в суд. Будет индивидуальное разбирательство. Факторов много: отсутствие указания авторства, "затертый" авторский знак, неуведомление автора об использовании. Как минимум все изложено в статье 1266 Гражданского Кодекса РФ. Требовать можно возмещение убытков автора и компенсацию морального вреда.

Прения сторон

Сергей Анашкевич рассказал корреспонденту НАШЕЙ, что готовит письмо Ольге Степановой с претензией и требованием о компенсации за незаконно использованные фотографии в досудебном порядке.

– Дальше буду действовать в зависимости от развития ситуации, – сказал Сергей.

В пресс-службе Министерства курортов и туризма по республике Крым, отметили, что не могут прокомментировать данную ситуацию, потому что не имеют к ней прямого отношения.

– Брендбук разрабатывали не мы, звоните дизайнеру, – посоветовал сотрудник пресс-службы Министерства.

Дозвониться руководителю студии графического дизайна "О!Степанова" редакции не удалось, но в комментариях к записи социальных сетях Ольга Степанова прокомментировала ситуацию.

– Уважаемые коллеги-фотографы! Это я, оформляя готовый ББук, тупо взяла с Интернета ваши самые красивые фото Крыма, прекрасно сознавая, что в два часа ночи перед сдачей проекта не добьюсь разрешения каждого из вас на публикацию. Все фото были в свободном доступе. (...) Я наивно полагаю, что все мы с вами делаем общее дело — популяризируем любимый Крым. (…) По юридическим нормам, поскольку использованные фото не являются предметом исследования, это — некоммерческое использование. Распечатан один экземпляр ББука на стол министру. Однако данные фото я планирую использовать на коммерческой основе, когда мне закажут оригинал-макеты в печать наружной рекламы и полиграфии. Было бы здорово, если бы авторы фото прислали мне свои контакты, чтобы я сразу нашла для закупки оригиналов с хорошим разрешением и авторскими. Да, я сама дизайнер и мне не нравится, когда мое имя не указывают, да, в конце ббука могли бы стоять все ваши фамилии, если бы заказчик не загнал меня в такие временные рамки, – цитирует Ольгу Степанову портал "Примечания".