Художник Виктор Бабанин: "Мои картины купили для коллекции в Ватикане за "копейки"
НАША встретилась со знаменитым художником Виктором Бабаниным. Его картины хранятся не только в коллекциях ценителей современного искусства, но и в Ватикане. Сегодня некогда эпатажный мастер кисти занимается созданием миниатюр и хочет открыть центр современного искусства.
- Каким было ваше детство?
- Веселым. Оно прошло в степном городе Джанкое. Мы смотрели фильмы про индейцев, воровали в совхозах коней, катались на них, а после мирно отпускали. Весело было. Все по-настоящему. Тогда я мечтал стать летчиком. Но пошли годы, и летчиком я не стал. Зато теперь я художник.
В 15 лет я попал в феодосийскую галерею имени Айвазовского. Увидел его работы и решил, что хочу стать таким же, как он. Я вернулся домой в Джанкой, и в этот же день начал писать маслом. Сразу же появились мечты, что когда-нибудь я поеду в Париж, где организую свою выставку. И, делая маленькие шаги навстречу этой мечте, в конце концов, я оказался в Париже, где и стал организовывать свои выставки.
Но сперва я во всем старался подражать Айвазовскому. Хотя в итоге, как я теперь понимаю, у меня получались другие, мои картины.
Однажды ко мне пришел мой дедушка. Он был далек от искусства. Увидел мою картину и сказал: "Ну что ты вырезал картинку из журнала, приклеил на лист и думаешь меня обдурить. Не может быть, чтобы ты это нарисовал". Мне стоило бы обидеться на него, но я подумал, что это лучшая похвала.
- Помните свою первую картину?
- В точности – нет. Но помню, что на ней было море (смеется).
Сегодня трудно сосчитать, сколько всего картин мною написано. Я легко расстаюсь со своими работами, раздариваю их. Сегодня я в основном делаю миниатюры. Мне кажется, что можно любые глобальные, и монументальные идеи воплотить в миниатюре.
Люблю рисовать акварелью. Все думают, что этой краской рисуют только дети. Но на самом деле это очень сложная техника. И профессиональных акварелистов не так много.
- Назовите свое самое большое достижение в жизни?
- Престижнее всего было, когда на выставке в Риме я представлял 12 работ на библейские темы. Три из них купил представитель Папы Римского для его коллекции в Ватикане. Картины были проданы за небольшие деньги, но дело не в этом. Главное, что мои работы попали в Ватикан. И я этим очень горжусь.
- Опишите момент вдохновения?
- Оно всегда приходит по-разному. Иногда во время прогулки по улицам, иногда просто от просмотра кино или прослушивания хорошей музыки. Главное, я считаю, работать нужно каждый день, тогда и вдохновение будет.
- Художник должен быть голодным?
- Нет. Если он будет голодным, то будет конъюнктурщиком. Ему все равно нужно кормить семью и он будет делать то, что покупают. Рисовать сладенькие картинки, которые покупают и плясать под дудку заказчика. А человек сытый будет делать то, что сердце велит. И за ним будут идти другие.
- Чем вы занимаетесь, кроме художественной деятельности?
- Сегодня занимаюсь организацией выставок. Меня это очень привлекает. Последний такой проект назывался "Крымский мост". На его основе мы с единомышленниками хотим создать одноименное творческое объединение. Собрать в нем музыкантов, художников, поэтов скульпторов... А позже сделать центр современного искусства. Где будут и мастерские и концертный зал. Мы даже документы на регистрацию уже подали.
- Можете выделить кого-то из молодых крымских художников?
- Мне 62 года. И, знаете, я тоже считаюсь молодым художником в среде изобразительного искусства (смеется). А так, талантов в Крыму всегда хватало. Сегодня есть много людей, которые, по моему убеждению, обязательно войдут в историю живописи. Например, Александр Воцмуш. Он выпускник ВГИКа, замечательный акварелист. Живет в Севастополе.
- Как вы относитесь к граффити?
- Будучи в Европе, я видел очень интересные работы в этом направлении. Разрисованное метро, стены заборов, промышленные районы... Это выглядит очень уместно. Здесь, в Симферополе, я видел несколько рисунков на набережной. Там изображен водолаз с бумажным корабликом. Не знаю кто автор, но в этой работе есть публицистика, сюрреализм. Я этого не понимаю и приветствую.
Но когда я вижу непонятные надписи на старинных зданиях - мне кажется, что это кощунство. Этот стиль не должен быть на этих стенах.
Есть дорога, ведущая на симферопольский аэропорт. По всей ее длине стоит забор, вот на нем и надо рисовать. Помню, как я однажды собрал в Бахчисарае около пятидесяти художников, и мы разрисовали забор автопредприятия. Каждый художник взял по пролету этого забора, и мы закрасили его за день. Это стало достопримечательностью города.
- Что такое талант?
- Это умение организовать себя и добиться цели. Когда есть мечта, и ты ее реализуешь – это и есть талант.
- Что, по вашему, происходит с современным миром?
- Он сильно меняется, трансформируется. И не всегда к лучшему. Я считаю, что люди не сильно изменились за последние две тысячи лет. Поменялись скорее только технологии.
Я не консерватор, выступаю против глобальных перемен. Я, например, против навязчивых европейских ценностей.
Сегодня телевизор диктует смещенные понятия о героях. С экрана льется насилие, пошлятина, фальшь. Ничему хорошему ящик не учит. А мы его постоянно смотрим. Вот это серьезная проблема.
- Вы представляли идеальное государство?
- Конечно. Но только идеальный город. Мечтал, чтобы он был в Крыму. Для этого нужно было бы собрать людей с высокой моралью и открывать визу только тем, кто пройдет через ряд психологических тестов. Но это все мечты. Сделать этого не дадут...
Вообще у власти должны быть мудрецы. Их не купишь. У нас ведь все горе от ума. Если человек алчный – он не должен стоять у руля государства. Вообще должно быть больше художников, философов и музыкантов (смеется).
- Как стать востребованным художником?
- Секрета здесь нет. Нужно просто быть талантливым и много работать. И еще нельзя ни под кого подстраиваться.
Если говорить о коммерческой стороне этого вопроса, то я мог бы все бросить и начать делать копии своих работ. Заполнил бы ими все побережье и продавал бы их по 10 долларов. Заработал бы очень много. Но считаю, что деньги нужны лишь для того, чтобы вкладывать их в свое развитие. Ну, или в путешествия. Я вот люблю на самолетах летать. На это и трачусь.
НАША справка. Виктор Бабанин – знаменитый на весь мир крымский художник. Своим любимым жанром считает графику. Это рисунок, акварель, офорт и монотипия – оттиск, выполненный в единственном экземпляре. Он участник и организатор более сотни выставок. Экспонировался на Украине, в России, Литве, Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Канаде. Его работы хранятся в музеях, галереях и частных коллекциях Европы и Америки. Иллюстрировал более 30 книг.
Беседовал Никита ПОЛЬКО.