"После кесарева сечения мы выкладываем ребенка на отца": акушер-гинеколог о партнерских родах и поддержке женщины

Игорь Михайлович Шлапак уже три года работает заведующим структурным подразделением Перинатальный центр ГБУЗ РК "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко". По специальности он акушер-гинеколог. Сам родом из Коростеня Житомирской области. В 1984 поступил в Крымский медицинский институт, а уже в 1992 году начал практическую деятельность в родильном доме №2.

Жена с пониманием относится к специфике работы

– Игорь Михайлович, существует стереотип, что гинеколог – это больше женская профессия. Как Вы решили, будучи мужчиной, стать акушером-гинекологом?

– Когда я учился в мединституте, нас водили по клиникам и больницам, мы видели разные направления деятельности врачей. После этого у меня сложилось мнение, что в работе акушера-гинеколога отсутствует отрицательная сторона. В этой профессии больше позитива и практически полностью отсутствуют негативные эмоции. Если беременность протекает благополучно, и рождается здоровый малыш, врач находится в ауре положительных эмоций. Это помогло мне принять положительное решение в пользу профессии акушера-гинеколога, когда я был студентом.

– А шуток в молодости не боялись?

– Могу сказать, что шутки и предрассудки были. Но со временем их становилось все меньше, и уже когда доктор получает диплом специалиста, он понимает, что любое направление в медицине заслуживает уважения.

– Признайтесь, не ревнует ли вас жена? Есть ли у вас дети?

– У меня супруга по специальности тоже акушер-гинеколог, поэтому она с пониманием относится к специфике этой работы. Наверное, эта профессия нас и сблизила ввиду того, что у нас очень много общего в плане работы и понимания друг друга. У нас двое сыновей: младшему – 10 лет, старшему – 15.

– Роды у своей жены вы принимали?

– Нет. Считается, что нельзя оказывать какую-либо оперативную помощь своим близким и родственникам, ведь медицина – такая наука, в которой нельзя предугадать все исходы. Мы стараемся доверять своих близких коллегам-профессионалам.

– Говорят, что все-таки самые хорошие гинекологи – мужчины. Это тоже очередной стереотип?

– Каждый стереотип имеет под собой определенную базу. Наверное, не только в Крыму, но и в мировом сообществе считается, что хорошие акушеры-гинекологи – это мужчины, потому что они иначе сопереживают женщине и относятся к ней. Но, в свою очередь, хочу заметить, что я знаю очень много замечательных акушеров-гинекологов-женщин, которые имеют достойную репутацию. Поэтому тут тяжело сказать, кто лучше: мужчина или женщина, всегда ценится высококвалифицированный специалист.

"Мы выхаживаем детей даже с весом в 500 грамм"

– С какими наиболее частыми проблемами поступают к вам роженицы?

– Перинатальный центр – это акушерское учреждение третьего уровня оказания медицинской помощи. К нам поступают женщины со всех регионов Крыма, которые имеют наиболее тяжелое и осложненное течение беременности. Это роженицы, которые имеют экстрагенитальную патологию, заболевания сердца, легких, других органов и систем. Также это женщины, имеющие проблемы с вынашиванием или осложнения со стороны ребенка. Мы выхаживаем детей даже с весом в 500 грамм.

– Скажите, есть категория пациентов, с которыми работать сложнее всего? Как вы взаимодействуете с такими женщинами?

– Что характерно для Перинатального центра: к нам на роды приезжают несовершеннолетние девушки. Поэтому для того, чтобы создать наиболее благоприятный и спокойный режим, у нас практикуются так называемые "партнерские роды" (как и для всех женщин). В индивидуальном родильном зале может присутствовать "партнер по родам" – это или мама, или супруг. Наряду с медицинским персоналом родные помогают психологически пережить этот процесс. Категория несовершеннолетних сложная в плане того, что психоэмоциональный статус не до конца сформирован, и они очень чувствительно реагируют на происходящее.

– Теперь более подробно хочется перейти к теме родов. Скажите, как паре подготовиться к зачатию ребенка?

– Это так называемая предгравидарная подготовка. Как правило, женщины ее проходят в консультациях по месту жительства. Для того, чтобы понимать, можно или нельзя беременеть, нужно знать общее состояние своего здоровья. Если в организме есть какие-то проблемы, то во время вынашивания ребенка они проявляются. Кроме того, если пара решительно настроена на получение беременности, назначается ряд препаратов, которые предотвращают развитие возможных врожденных пороков плода.

– Вы помните первые роды, которые принимали?

Да, было страшно и непонятно. В 1992 году я закончил институт, после чего начал работать врачом-интерном в родильным дом №2. Мы ходили с нашими докторами-наставниками, за которыми были закреплены, смотрели, как они работают, пытаясь понять, что и как происходит. Со временем появлялся минимальный опыт, и ситуация уже приобретала более осмысленный характер.

– Игорь Михайлович, расскажите, как вы во время родов стараетесь успокоить женщину?

– Для того, чтобы помочь женщине, ей нужно рассказать, что происходит и как. Обязательно должен быть психоэмоциональный контакт врача и пациентки, она должна доверять своему доктору. Пациент смотрит на врача, поэтому важно, чтобы доктор был спокоен и уверен в себе. Также важно, для того, чтобы меньше было страха, женщина должна быть максимально информирована о происходящем.

– Часто ли в вашей практике встречаются партнерские роды? Не падают ли мужчины в обморок?

Количество партнерских родов довольно высоко – 75 – 80 процентов. Могу сказать, что в процессе родов мужчины не теряют над собой контроль. В большинстве случаев это все проходит мягко и благополучно.

– Какие родзалы для этого предусмотрены?

– У нас для каждой роженицы предусмотрен индивидуальный родзал. Если раньше, в Советском Союзе, была предродовая, в которой находилось до пяти человек, то сегодня в каждом родзале создается персональная атмосфера. Родзалы оснащены необходимым оборудованием для матери и ребенка, а также ванной, где женщина может находиться в воде в течение первого периода родов. Роды состоят из трех периодов: первый наиболее длинный – схватки и раскрытие шейки матки; второй – потуги и рождение малыша; третий – рождение плаценты.

Фото: Александра Коршунова

– Правда ли то, что женщина может самостоятельно выбрать позу для родов?

– Современное акушерство пришло к тому, что женщина может выбрать позу, в которой ей будет удобнее всего переносить первый период родов. Самая неблагоприятная позиция – это лежа на спине. Свободное положение ускоряет открытие шейки матки. Сразу же после родов ребенок выкладывается на живот женщины и в течение 30 минут прикладывается к груди. Тесный контакт кожи новорожденного и матери очень важен. У нас роды также могут закончиться и путем операции кесарева сечения. При этом стараемся не терять принцип контакта с кожей. Просто уже в этой роли в большей части выступает папа.

– Скажите, а насколько вредно кесарево сечение для детей?

– Нет достоверно подтвержденной информации о вредности кесарева сечения для детей. Понятно, что ребенок не проходит через родовые пути, у него не начинают работать приспособительные функции организма, но мы не видим большой разницы между состоянием детей, которые рождены естественным путем и путем операции кесарево сечения.

"Решения уйти из акушерства в голову не приходило"

– Приходилось ли вам принимать роды в нестандартных условиях?

– За время моей работы "скорая помощь" привозила к нам пациенток, которые не успели по каким-то причинам доехать в родильный дом, и ребенок рождался дома. Когда я еще работал в первом роддоме, к нам ехала пациентка с супругом на повторные роды. Они успели добраться только до дверей приемного покоя. Выбежал муж с большими глазами: "Жена рожает!", само появление малыша на свет произошло в машине, а потом наши сотрудники уже переместили маму в родильный зал.

– Часто ли у женщин случается "послеродовая депрессия"? Может ли молодая мама помочь себе сама, без вмешательства специалистов?

– В Перинатальном центре также ведется работа в этом направлении. У нас в штате есть психолог, и если врач акушер-гинеколог видит, что у женщины есть проблемы, то к ней приходит такой специалист. Эта депрессия вызвана многими факторами и причинами, которые происходят во время беременности в организме женщины. У каждого свой психологический барьер и болевой порог. В совокупности все это может привести к послеродовым депрессиям.

– Помогает ли ваш центр женщинам, у которых обнаружен диагноз "бесплодие"?

– В перинатальном центре должно быть такое отделение, но пока нам не удается реализовать эту идею. В этом есть потребность, потому в Минздраве Крыма работает комиссия по отбору женщин на программу ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение). Вся эта программа оплачивается в рамках полиса ОМС (обязательного медицинского страхования).

– Скажите, как женщине понять, что ее врач некомпетентен? Очень часто жалуются, что врач просто напугал диагнозом, а он не подтвердился.

– Я считаю, что если у пациента есть какая-то проблема, лучше выслушать не одного специалиста. Как говорят: одна голова – хорошо, две – еще лучше. Если все эти два специалиста говорят практически в одном направлении, то, я думаю, что это будет правильно.

– У вас никогда не было желания уйти из профессии по каким-то причинам?

– Решительного желания уйти из профессии не было. Могу сказать, что были тяжелые периоды, которые давят на человека. Но, тем не менее, в голову не приходило решения о том, что я хочу уйти из акушерства.

  • Вступайте в НАШУ группу Вконтакте и всегда читайте свежие новости.