Исчезнувшее и исчезающее: пять мест в Симферополе, которые не пощадило время

Симферополь растет и развивается, но зачастую после многочисленных перестроек и реконструкций облик города меняется до неузнаваемости. НАША обратила внимание на пять ныне забытых мест, когда-то игравших важную роль в жизни города.

Фонтан на площади

Фонтан на Базарной площади. Дореволюционное фото.

Старшее поколение симферопольцев помнит, что современный вид площадь Ленина приобрела относительно недавно — лишь в 1960 году. В XIX веке на этом месте располагалась Базарная площадь – первые упоминания о ней относятся еще к 1803 году. В своих записках и письмах о ней упоминали многие известные личности, побывавшие в Симферополе XIX века – Александр Грибоедов, Адам Мицкевич, британский аристократ и путешественник Джон Уэбстер и многие другие.

Фонтан на Базарной площади. Послевоенная фотография.

В 1865 году для решения проблемы дефицита воды на Базарную площадь был проведен водопровод и установлен фонтан в виде колокола из диабаза высотой до 4 метров, с четырех сторон которого на горожан смотрели четыре чугунные львиные морды. Фонтан давал в день до 14-ти тысяч ведер воды и по праву считался главным фонтаном Симферополя и одной из достопримечательностей города. Около него также находилась часовенька, снесенная в 30-х годах.

Фонтан незадолго до сноса. Скоро на этом месте будет установлен памятник В.И Ленину. / Фото: www.simfion.ru.

С начала ХХ-го века до конца 1940-х годов Базарная площадь активно застраивалась, однако в конце 1950-х годов началась масштабная перестройка площади – были уничтожены многие исторические здания, а на их месте был построен театр и Дом советов. Фонтан был разобран в 1959-60-х годах, незадолго до своего 100-летия, а на его месте был установлен памятник Ленину. В таком виде площадь сохранилась до наших дней уже под названием Площадь Ленина.

Первый дом с лифтом

Среди горожан практически не осталось людей, которые помнят, что на месте нынешнего сквера Дыбенко некогда располагалось здание гостиницы "Европейская". Ее часто можно видеть на открытках с дореволюционными видами Симферополя. К сожалению, постройка серьезно пострадала в годы войны, и было принято решение не восстанавливать ее. Руины долгое время были излюбелнным местом игр симферопольской ребятни.

– Детьми мы с друзьями любили исследовать подвалы разрушенной гостиницы, все искали там сокровища, не взирая на опасность быть завалеными. Как-то раз даже нашли остатки старого оружия, но взрослые быстро отобрали у нас опасные "трофеи". А когда рабочие ломали одну из уцелевших стен, из нее веером вылетела кипа царских денег и "керенок", тогда мы с ребятами кинулись их собирать, – вспоминает Василий Керсанов, старожил Симферополя.

Это интересно! Гостиница "Европейская" была первым домом в Симферополе, в котором был лифт.

Останки бывшей гостинницы простояли до начала 1950х годов, после чего территорию расчистили и на этом месте разбили нынешний сквер имени Дыбенко.

Гостинница "Европейская" на дореволюционной открытке.

"Стена плача"

Многие симферопольцы еще помнят остатки стены старинного здания на улице Карла Маркса, в народе называемой "стеной плача". Сейчас на ее месте разбит скверик и стоит детская площадка. Здание было построено еще в 1860х годах, и принадлежало С.М. Спиро, купцу и редактору-издателю газеты "Крымский Вестник". С 1910 года до начала 1940-х годов в здании располагался кинотеатр.

Гостинница "Астория" в советский период. / Фото: www.simfion.ru.

После второй мировой в здании долгое время находилась гостиница "Астория" и одноименный ресторан, в подвале же работало фотоателье известного симферопольского фотографа П.У. Юрчишко.

Руины дома незадолго до сноса/ Фото: www.simfion.ru.

В 90-х годах здание было выкуплено частной фирмой якобы для капитального ремонта, после чего большая его часть была разрушена. Сохранившаяся стена простояла до 2012-13 годов, после чего ее окончательно снесли, и сейчас ничего не напоминает о уникальной постройке второй половины ХIХ-го века.

"Дом Арендта" и отделение крымской конторы Индо-Европейского телеграфа

Напротив 1-й симферопольской гимназии за небольшим забором потихоньку доживает свой век здание, построенное знаменитым врачом А.Ф Ардентом, среди пациентов которого были Пушкин и Николай I.

Позднее этот дом занимало крымское управление британского телеграфа "Лондон - Калькутта", проложенного по территории Крыма вскоре после войны 1854-1856 годов по одной из договоренностей между Британской и Российской Империей. Строила телеграф фирма "Сименс". Линия была введена в действие в 1868 году и работала достаточно долго – до 1931-го года.

Во время войны здание получило повреждения, однако было восстановлено. В 80-х годах ему был присвоен статус памятника местного значения, но в 1998 году было принято решение о передаче дома и земельного участка Кымскотатарскому музею искусства. Жители были расселены, были сняты крыша и перекрытия, после чего работы прекратили, а собственники не предпринимают ничего для сохранения памятника истории. Тем временем здание медленно рассыпается, и его дальнейшая судьба остается нерешенной.

Современное состояние памятника истории и архитектуры удручает.

Аэродром «Заводское»

Около трассы "Симферополь - Севастополь" за классическим советским бетонным забором виднеется взлетно-посадочная полоса аэродрома "Заводское". Один из старейших аэродромов Крыма и России был построен еще в 1915-16 годах как испытательный полигон симферопольского филиала авиазавода "Анатра" .

В 1932 году на его территории открылась первая в СССР школа гражданских летчиков, выпустившая многих будущих известных авиаторов, в том числе – дважды Героя Советского Союза Амет-Хан-Султана.

После войны здесь также был аэропорт местных линий.

До Керчи можно было долететь на "АН-2" за 3-4 рубля, и за такую же цену — на вертолете до Ялты. Также проводились развлекательные полеты вокруг Симферополя для школьников, – вспоминает жительница Симферополя Людмила Перетятько.

Реклама регулярного вертолетного рейса "Симферополь- Ялта". / Фото: vk.com.

Однако в начале 90-х местные линии были упразднены, и аэропорт, утратив прежнее значение, пришел в запустение. Стараниями энтузиастов удалось сохранить авиаклуб, и сейчас на территории аэродрома проводится профессиональная подготовка спортсменов-парашютистов.