Художник из Ялты Лариса Сергеева рассказала о картинах, кино и Тарковском

Заслуженный художник Российской Федерации, Государственный стипендиат выдающихся деятелей культуры Российской Федерации, член Ассоциации искусствоведов Творческого союза историков искусства и художественных критиков, участник научных конференций, проходящих в Государственной Третьяковской галерее, Государственной Думе Российской Федерации. Все это и еще многое другое – о Ларисе Сергеевне Сергеевой, человеке невероятно скромном и искреннем. Картины художницы хранятся в музеях Чехословакии, Алжире, Германии, Италии, Франции, США, Японии. О своей жизни, творчестве и многом другом, Лариса Сергеева рассказала корреспонденту НАШЕЙ.

Когда начали впервые рисовать, Лариса Сергеевна?

– Вы знаете, я выросла в такой семье, где вообще это любили. Рисовать начала рано. Люди начинают рисовать – это все заложено в генетике, у каждого. Кто-то начинает писать стихи, кто-то начинает рисовать, кто-то любит путешествовать, кто-то – лечить. Мне многое нравилось. Я в детстве лечила кукол, а мама мечтала, чтобы я пошла в медицину. Меня она и по сей день интересует, но нетрадиционная. Должно быть сочетание – традиционного и нетрадиционного, чтобы найти правильное решение, как человеку оказать помощь.

Еще Лариса Сергеева рассказала о своем необычным даре – она может лечить прикосновением руки и даже определять диагнозы. Правда, это она не афиширует, хотя и практиковала такое – определяла диагнозы знаменитостям. Но каким – просила не говорить. Зато рассказала о своей работе в кино. Ведь, как говорят, талантливый человек талантлив если не во всем, то во многом. Лариса Сергеевна снималась в кино и даже планировала подавать документы в театральный вуз.

О знакомстве с Андреем Тарковским и Юрием Любимовым

Какой фильм вам больше всего запомнился, в котором вы принимали участие?

–Я участвовала, в основном, в документальных фильмах, часто звали, можно даже сказать, кинематографисты за мной ходили. Когда я познакомилась с Тарковским (Андреем Тарковским), он предложил небольшую эпизодическую роль в фильме "Андрей Рублев" (картина снята в 1966 году).

Я не знала, что делать, ведь училась уже на втором курсе института. Поскольку я в кино снималась, в театре играла, меня это все время тянуло, никак не могла расстаться. Я долго раздумывала, но потом это отошло в сторону. У меня было несколько таких встреч – с Тарковским, потом он начал фильм "Зеркало", тоже говорил, мол, давай в нашу группу. Из всех выдающихся людей, с которыми я общалась – это Андрей Тарковский, он произвел на меня самое большое впечатление.

Хотя Юрий Владимирович Любимов – тоже, он меня поразил тем, что очень терпеливо ждал. Однажды я искала одного человека, актера, с которым вместе снималась в кино. Он оказался однофамильцем – играл в театре на Таганке. Я зашла туда очень просто, поскольку играла в театре, знала, где вход. Не с главного, а с рабочего и попала к Любимову. Все подумали, что я пришла поступать на актерское отделение. Он предложил прочитать что-нибудь, а я молчала. Мне уже говорили: "Что же ты молчишь? Маэстро ждет!". Но я вдруг сказала, что буду художником. И Юрий Владимирович отнесся с пониманием к моему выбору.

Вообще я считаю, что нас всех ведет Бог, но мы или слышим или не слышим Его. Бог дарит возможность, а мы бываем просто глухи. Самое интересное, когда Андрей Тарковский знакомил, а знакомил он меня с Марией Николаевной Мерцаловой, она художник по костюмам, и тогда у нас не получилось с ней пообщаться, а много лет спустя, когда у меня выросла дочь, мы с ней снова встретились.

Она смотрела костюмы, которые делает моя дочь, а она участвовала в показах мод, давала заключение по костюму и я сделала вывод, что если Господь сводит, то ты сам по своему непониманию отходишь от человека, а он через много лет тебя с ним сведет. Когда я пошла на спектакль "Бесы" в 2012, который поставил Юрий Любимов, а у меня как раз была выставка картин через дорогу, я пришла его пригласить, а он был уже болен, и я посмотрела, как актеры выматываются, как чувствуют себя после спектакля, я только тогда поняла, что правильно сделала, что не пошла на актерский.

О каждом фильме у Ларисы Сергеевны остались трогательные воспоминания. И она по-прежнему с любовью относится к кино, говорит, если бы предложили сниматься – согласилась бы.

Художник – о детях

Она рассказывает, как рисует, создает свои шедевры, как относится к детям, которые часто наблюдают за тем, как она рисует. И считает, что это не зря.

– Когда ты рисуешь, ребенок будет стоять возле тебя часами, но есть родители, которые это не воспринимают, берут, тянут ребенка, он орет, даже бить начинают. Я однажды рисовала на улице Войкова стену красивую каменную, села рядом девочка, ей лет семь, за мной повторяла все – цвета красок, потом картонку принесла, потом устала, сил не было, и она принесла из дома подушку, легла наполовину – она была маленькая и наблюдала, что я делаю. Через некоторое время выскочила мама, я ее уговаривала, но она и слышать не хотела, она наблюдала часа три или четыре. Когда я рисовала море, туда, ближе к Ореанде, сидел мальчишка рядом со мной, родители пошли купаться, спрашивали, пойдешь купаться? Да. А пойдешь обедать? Нет. Потом возвращаются, опять его зовут, а он опять – нет, я буду смотреть. Еще был уникальный случай, когда маленький ребенок , лет 12, ему понравилась одна девочка, и он увидел, что тетя рисует. Тетя – это я. И он стал просить, мол, скажите, что вы моя бабушка, ему хотелось понравиться этой девочке и удивить, произвести впечатление. Но я не сказала.

В художественном творчестве Лариса Сергеева работает в разных направлениях: это картины, написанные маслом, акварелью, пастелью. Есть и графические картины. В книге отзывов, написанных Ларисе Сергеевой на ее персональных выставках, а их у художника – 60, всегда пишут добрые, теплые слова и пожелания автору.

О художниках

"Хороший художник проникает в душу и заставляет думать зрителя, - считает сама Лариса Сергеева, – великий художник поднимает духовность современников на новую высоту, гениальный художник формирует культуру поколений".