Ялтинская актриса: «Я счастливая, потому что занимаюсь делом, которое люблю»

Тамару Жемчугову-Бутырскую можно по праву назвать мастером кинематографа в Ялте. Количество фильмов, в которых она снималась, уже перевалило за сотню. Она любит кино и не представляет себя без него, ведь посвятила кинематографу всю жизнь – седьмое десятилетие ее харизматичные образы не сходят с экранов. О своей жизни и ролях Тамара Сергеевна рассказала корреспонденту НАШЕЙ.

Про то, как все началось

Как вы пришли в кино?

– В 1949 году, когда начали снимать фильм "Первоклассница" (режиссер Илья Фрэз). Набирали массовку в 6-й школе, я там училась. Мы, конечно, с криками "Ура!" бросили книжки, тетрадки и побежали на студию.

Какая ваша первая большая роль?

– Первая – в 1982 году снимали фильм "Княжна Мэри", я играла княгиню Лиговскую.

А фильм "Романс о поэте"? Расскажите о нем.

– О! Этот фильм мы снимали в 1992 году. Несколько съемочных дней было в Ялте, остальные – в Ленинграде. Группа была великолепная, я играла Пиковую даму, Николай Караченцов играл Пушкина, Ольга Кабо – Натали. Мы когда снимали в Ялте, Караченцов мне нравился как актер и в то же время не нравился, ну не любила я его. А когда стали снимать, это оказался настолько обаятельный человек, что слов нет! Мы снимали в Ленинграде, он однажды выходит из гостиницы, стоим в вестибюле – Ольга Кабо и я, а он спускается по лестнице: "Девочки, доброе утро!" Олю в щечку целует, меня в щечку. А когда ехали в машине, он все – анекдоты, анекдоты. Такой хороший, добрый, простой.

Про кино

Какой был последний фильм, в котором вы снимались?

– Не помню название, но снялась недавно. Играла старую аристократку, которая приезжает в свой разбитый дом и вспоминает свою молодость. Меня в молодости играет уже другая актриса. Тут ее воспоминания: зрительский разбитый зал, девочка танцует. Работа интересная. Кстати, это был фильм Коробейниковой. В этом году я снялась, но там такой кусочек, нужно было сыграть ненормальную. Долго-долго снимали, я должна была сниматься крупным планом, за стеклом. Девушка лет 25-ти подходит, говорит: "Я перед вами сейчас хлопну хлопушкой, не пугайтесь". Я говорю: "Деточка, я уже шестьдесят лет в кинематографе!"

А сейчас работаете над каким-то проектом?

– Нет. Но если попадается работа бригадиром, я работаю. Мне интересно сниматься. Неважно что – массовки, групповки, роли – мне все равно. Бывает, сидишь зимой на съемочной площадке, холодно. Тут меня зовут: "Тамара, в кадр!" Тут уже все, тут просыпаешься. Вообще, надо быть фанатом кино.

Вы как-то говорили, что одна девушка снималась у вас в массовке, а потом стала режиссером и снимала уже вас. Расскажите об этом.

– Снималась у меня Елена Коробейникова, в массовке. Потом прошло несколько лет. Она мне звонит, говорит: "Тамара Сергеевна, вы помните такую Коробейникову?" Я говорю, что помню. Она сказала, что сейчас учится на режиссера и хочет, чтобы я у нее снялась. Говорит: "Вы согласны?" Я говорю: "Конечно! Я только рада буду!" Приехала я у нее сниматься в фильме, потом на следующий год она снова приезжает. Фильм был уже на украинском языке. Было очень тяжело, потому что украинский мелодичный, как песня, а тут были слова, которые надо было учить, а они трудно запоминались. Я говорю ей, следующий фильм привози хоть на английском, потому что на украинском тяжело. Так я снялась у нее во втором фильме.

Вы играли разные роли, а какая роль вашей мечты?

– Не знаю. Я из таких людей, которые согласятся на любую роль. Я играла цыганок – танцевала в фильме, играла чилийскую многодетную маму, аристократку княгиню Лиговскую. Играла знахарок… Я люблю все.

Если бы какой-то режиссер приехал из Голливуда и предложил вам сниматься, а роль была специфическая?

– Обязательно! Потому что я говорю, что люблю сниматься. Было бы интересно посмотреть на их стиль и работу. Моя мечта – пусть не с американцами, пусть с европейцами, например, в Польше. У меня там много знакомых.

Из советских актеров или актрис кого можно было бы назвать вашим другом, подругой?

– Клара Лучко. Мы с ней познакомились, когда мне было лет 15-16, снимали фильм "Двенадцатая ночь". Мы общались, были с ней в хороших отношениях. Из композиторов была знакома с Таривердиевым (Микаэл Таривердиев, автор музыки к фильму "17 мгновений весны"). Я познакомилась с ним, когда ему было 26 лет. А с остальными актерами, с которыми снимались, были просто в хороших отношениях.

А с Караченцовым? (актер Николай Караченцов)

– О! Это золотой человек! Я ему звонила… Ну... Нельзя так говорить... Когда он был еще в здравии. Звонила, говорю: "Это Тамара". А он: "Какая Тамара?" Я: "Это твоя Пиковая дама". А он: "О, Тамарочка, как дела?" Он золотой человек.

Про Ялту

Ялтинская киностудия сейчас в плачевном состоянии. А как вы считаете, нужно в Ялте ее восстанавливать или лучше так, как сейчас: привозят из Москвы оборудование, актеров?

– Нужно, конечно.

Сергей Юрьевич рассказывал про его творческое объединение "Кинотрюк". Вы входите туда, как бригадир?

– Да, конечно, как кастинг-директор. Но меня, в основном, интересуют съемки.

Сколько картин в вашей фильмографии?

– Очень много. Больше ста фильмов.

Недавно стало известно, что Каринэ Фолиянц (режиссер) работала в Ялте некоторое время, потом уехала. Не захотела работать, потому что когда начали снимать в Ялте, везде мешали крупные здания. И съемочная группа переехала в Феодосию. Есть такая проблема у Ялты?

– Это ужасно! Раньше приезжали люди отдыхать, им надоели в больших городах эти коробки, хотели отдохнуть, снимали частные домики. Ведь они не едут смотреть телевизор, а отдыхать. Остался незастроенным район Ущельного (район автовокзала, поселок Васильевка). Нет уютных красивых домиков. В Гурзуфе мы снимали "Узник замка Иф" (режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич), там такая красота была раньше, а сейчас безобразие! Кому нужны эти здания? Просто не нужны! Это отмывание денег!

Как вы считаете, есть у Ялты будущее как у съемочной площадки? Или застроенность все-таки может отбить желание у кинематографистов?

– Смотря, что снимают. Вот недавно снимали фильм "Дети Водолея". Они снимали шикарный дом, интерьер. Еще осталась незастроенной часть Массандры. А так ничего не осталось. Еще недавно снимали фильм под Кастрополем в горах, то есть, город им не нужен. Уже уехали, но в апреле обещали вернуться.

Про семью

Вы часто снимались, были на съемках, это влияло как-то на вашу семью?

– Абсолютно нет, потому что все ненормальные у нас в семье, все любят кино. Мы с мужем ездили (он у меня музыкант, лауреат джазовых фестивалей) на гастроли, через всю Россию, до Нижнего Тагила. Я все время звонила на студию, спрашивала, есть съемки или нет. И мне однажды говорят, что съемок нет, но есть небольшой отрывок, со спины, нужна была актриса, дублировать. Я бросила все: хорошо оплачиваемые гастроли и приехала сюда только для того, чтобы отсняться, пусть даже и со спины. Режиссер был доволен, он даже когда зашел в гримерную, и увидел меня со спины, думал, что это героиня.

Ваш сын Сергей (актер, каскадер Сергей Силкин) тоже стал актером. Вы как-то повлияли на его выбор? Ведь иногда бывает, что родители против.

– Нет, родители были не против. Он бегал со мной на съемки, ему это безумно нравилось. Решил, что будет актером, занимался спортом. А потом поступил на актерско-режиссерское отделение в Харьковской академии искусств.

Про счастье и хобби

Вас можно назвать счастливым человеком?

– Я счастливая, потому что я занимаюсь делом, которое люблю.

Какое у вас хобби? Чем увлекаетесь помимо кино?

– Когда есть свободное время, занимаюсь музыкой, спортом, обязательно каждый день делаю зарядку, если утром не успеваю, то вечером, сажусь на шпагат, а научилась, когда мне было 70 лет (сейчас актрисе 78 (прим. ред). Делаю "свечу" на плечах, пишу стихи.

Прочитайте что-нибудь.

– Однажды я была в Североморске и мне там случайно встретился парень, которого бросила девушка. Я тут же написала стихотворение "Неизвестному другу".

Ни солнца луч, ни слово мудреца,

Не воскресит в тебе мечтателя былого.

Передо мной лицо слепца,

Все для тебя теперь не ново.

Среди толпы ты видишь утешение,

Из города в деревню не зовешь

Утратил пыл в душе без сожаления,

Без грез ночей, мечты живешь.

Бутылка – друг твой неизменный

Для вдохновенья в сердце места нет,

Вернись к прекрасным грезам,

Вернись к Природе, жизни, Человек.