Пока поклонники ждут продолжения популярного британского сериала "Шерлок Холмс", НАША пообщалась с реальным крымским детективом – директором "Первого крымского детективного агентства" Андреем Наухацким. Он признался, что, как и Шерлок, пользуется методом дедукции. Но это единственное сходство с образом вымышленного детектива. Андрей – бывший оперативник, он не носит оружие и не курит, в отличие от своего киношного прототипа.
- Кто по закону может быть детективом?
- 80% детективов – это бывшие сотрудники правоохранительных органов. Частным детективом может стать предприниматель, имеющий опыт работы в правоохранительных органах или следственных подразделениях не менее трех лет. Частные лица тоже могут стать детективами, но сначала они должны пройти профильное обучение в образовательной организации, где программа согласована с МВД.
- С какими просьбами к вам чаще всего приходят люди?
- Чаще всего мы ищем людей. Это и без вести пропавшие, и те, с которыми просто утрачена связь. Бывает, что просят найти должников или мошенников. Найти человека достаточно легко, потому что фиксируется, когда он выезжает за пределы Крыма. Дальше его отслеживают агентства-партнеры, которые есть практически во всех регионах стран СНГ.
- А почему вам приходится искать мошенников, если, по сути, это работа правоохранительных органов?
- Как правило, при поиске мошенника недостаточно информации, чтобы его начала искать полиция. Да и обращение в правоохранительные органы без конкретных данных не принесет эффекта. Мы быстро находим те данные, которые нужны полиции для поиска нарушителя, а потом на их основании уже легко найти мошенника.
- Стало ли больше мошенников в Крыму за последний год?
– За последний год втрое увеличилось количество должников и мошенников. Многие люди стали скрываться в Крыму от своих кредиторов на материке. Либо те, кто принимал участие в мошеннических схемах. Когда их там ловят, они приезжают в Крым и занимаются тем же самым. У жителей материка сложился стереотип, что в Крыму хорошая экономическая база, в то время как многие регионы РФ впадают в экономическую депрессию. Но это лишь стереотип.
- А депутаты или бизнесмены к вам обращались?
- Не скрою, во время выборов некоторые политики обращались с просьбой проследить за своими конкурентами, но мы в таких вопросах отказываем, потому что это законодательно запрещено. Что касается бизнесменов, то мы имеем право на расследование случаев разглашения коммерческой тайны. По таким вопросам к нам обращались руководители коммерческих предприятий.
- Часто ли приходится подтверждать супружеские измены?
- Эти обращения находятся на втором месте по популярности. Но мы подтверждаем их только в 50% случаев.
- Какое оборудование вы используете?
- Хороший фотоаппарат, диктофон, видеорегистратор на автомобиле. Из самых простых – ручка и блокнот. Также мы используем большое количество лицензионных информационных систем, которые позволяют получить открытую информацию о каких-либо юридических либо частных лицах. Это не базы правоохранительных структур, это открытые реестры. Начиная от бюро кредитных историй, заканчивая реестрами неблагонадежных юридических структур.
- Пользуетесь ли вы полиграфом?
Да. Полиграф используем, когда нужно проверить нового сотрудника при устройстве на работу, для выявления всевозможных хищений и краж на предприятиях, для проверки супружеской неверности. Также проверяют сотрудников, которые имеют доступ к материально-техническим ценностям или к конфиденциальной информации. Полиграф никогда не дает 100% вероятности. Он показывает только "вероятно", "практически вероятно" или "высоковероятно". Правильная трактовка зависит от полиграфолога и от качества подобранных вопросов.
- Имеют ли право детективы носить оружие?
- Детективы имеют право, как и любой гражданин РФ, носить с собой газовое оружие или травматическое. Конечно, на него нужно получить лицензию. Я лично сейчас не ношу оружия на данный момент по техническим причинам. 99% оперативников тоже не носят оружие. Для них, как и для детективов, главное "оружие" – это блокнот и ручка. Существуют, конечно, ситуации, когда требуется применение огнестрельного оружия при физическом захвате, но для этого существуют обученные спецподразделения.
- Приходилось ли вам расследовать убийства?
- Да, был такой случай. 31 декабря 2014 года ко мне обратились люди из Москвы, у которых 29 декабря пропал сын. Родственники стали подозревать, что это умышленное убийство. Они обратились в полицию спустя трое суток, как положено, но 31 декабря им никто не ответил. Тогда родные обратились в наше агентство. Наша команда выехала в Севастополь. После того, как мы собрали всю информацию о трех последних днях жизни этого человека, выяснили, что это это было не убийство. Нашли водителя машины, на записи видеорегистратора которого было видно, что наш разыскиваемый упал с причала в море и утонул из-за сильного алкогольного опьянения. Он не смог выплыть, потому что был одет в тяжелую зимнюю куртку.
- Сколько обычно стоят ваши услуги?
- Цена услуги обычно определяется в зависимости от того, сколько ресурсов мы тратим на то, чтобы выполнить заказ. Например, 1 день наблюдения за супругом/супругой для проверки факта измены стоит в среднем 200 долларов. А если нужно просто установить полные паспортные данные человека, клиент платит от 2000 рублей. Правда, за последний год мы немного снизили цены, чтобы сделать наши услуги более доступными. Но обращений и заказов от людей стало всё-таки меньше.
- А бесплатные услуги есть?
- Да. Если к нам, например, обращается женщина преклонного возраста с просьбой найти свою фронтовую подругу, мы делаем это бесплатно. Часто я провожу бесплатные консультации. Бывает такое, что человеку просто нужно получить информацию о личной безопасности или юридической защите.
- Что делаете, чтобы себя обезопасить?
-Например, заказы, которые носят криминальный характер, мы отклоняем при первой встрече. Во-первых, чтобы себя обезопасить, мы всегда заключаем договор с человеком. Если он хочет работать инкогнито, без договора, мы не выполняем заказ. Во-вторых, среди наших клиентов бывают психически больные люди. Их немалое количество. К сожалению, это не сразу можно понять. Порой приходится проводить первичные этапы расследования и только потом выясняется, что что-то не так.
- Можете вспомнить смешное расследование, которое приходилось проводить?
- Прошлым летом к нам обратились с просьбой найти попугая ара. Это был единственный случай, когда мы занимались поиском домашних животных, потому что обычно такие просьбы не рассматриваем. Мы обратились в зоопарк "Сказка", и орнитологи дали нам поведенческие характеристики этой птицы. После этого наши сотрудники проанализировали розу ветров и выбрали направление, куда попугай мог прилететь. Мы нашли его в районе 7 городской больницы, где заканчивается жилой массив. Он мирно сидел на ветке и дожидался хозяина.
- Почему среди детективов так мало женщин? Или такая работа им не по зубам?
- Детективами по большей части становятся бывшие оперативники, а среди них мало женщин. Жаль, я бы взял одну женщину к нам на работу. В ряде случаев она имеет возможность гораздо быстрее и качественнее получить информацию, чем мужчина. Во-первых, у представительниц прекрасного пола совершенно другой склад ума, они по-другому оценивают ситуацию. Во-вторых, женщины лучше знают свою психологию. В агентстве я бы привлекал девушку для наблюдения. Согласитесь, пара – парень с девушкой вызовет намного меньше подозрений, чем пара мужиков.
- Смотрите фильмы о детективах?
- Да, иногда, некоторые нравятся. А вообще образ детектива в книгах, фильмах, сериалах говорит о том, что детектив – какой-то сверхъестественный человек, который умеет практически мгновенно находить правильные решения и быстро разоблачить преступника. Это ведь не так. Реальная детективная работа – это поиск информации, проверка ее достоверности, своевременности, анализ, выработка версий и отработка каждой из них.
- Какой литературный образ детектива вам близок?
- Я думаю, герой серии детективов писателя Бориса Акунина Эраст Фандорин. В рассказах изображено реальное устройство системы частного сыска и государственной правоохранительной системы. Это наш отечественный герой. На мой взгляд, не стоит равняться на произведения западных писателей о детективах – британца Джеймса Хэдли Чейза или Артура Конан Дойля. Система частного сыска, которая у нас только начала формироваться, не должна ориентироваться на западных героев. У нас ведь совершенно разный подход к раскрытию преступлений, да и специфика жизни в России заметно отличается от западной.
- Как обезопасить свои личные данные в сети Интернет?
- Во-первых, пароли в аккаунтах и в социальных сетях желательно менять раз в две недели или как минимум раз в месяц. В прошлом году были выставлены на свободную продажу около 15 миллионов аккаунтов на mail.ru. Есть хакеры, которые занимаются взломом. Во-вторых, советую никогда не привязывать пароли к именам и датам рождения. Самый оптимальный пароль, который человек может придумать, это два предмета, которые он сейчас видит, например, "телевизор", "кресло". Этот совет я получил от айтишника, который входил в пятерку лучших в Украине. К паролю можно добавить несколько произвольных цифр.