НАША отправилась в Евпаторию, чтобы встретиться с карт-гонщиком Максимом Пастуховым. Рассказывал он о том, почему езда на карте опаснее, чем на раллийном автомобиле, зачем пилоты качают мышцы перед заездом и что делать, если во время гонки у вас отвалился руль. Также он рассказал, как так вышло, что в обычной жизни он ездит на "Жигули".
– Максим, скажи, почему ты выбрал именно карт?
– Для многих карт – это первый шаг в мир большого раллийного спорта. Но для меня он стал основным. Дело в том, что мне всегда нравилась очная борьба с соперником и. Например, в раллийном спорте пилот соревнуется только со временем. Он один на трассе. Это неинтересно. В картинге ты каждую секунду борешься с другими пилотами, видишь их рядом. Ты чувствуешь скорость и постоянно борешься с собственным автомобилем.
Любовь к этим ощущениям поселилась во мне еще с детства, когда мы во дворе катались на велосипедах и всегда друг с другом соперничали.
– Помнишь свою первую гонку?
– Да. Мне тогда было 10 лет, и я принимал участие в местных соревнованиях на одном из крымских аэродромах. Амбиций тогда было очень много. Я был уверен, что победа в кармане. Но ту гонку я проиграл.
– Какие титулы тебе принадлежат сегодня?
– Мы являемся вице-чемпионами Украины, победителями Кубка Украины по карту, многократные победители Кубка Крыма. Званий хватает (смеется).
– Почему ты говоришь "мы"?
– Дело в том, что мой отец является моим тренером, механиком и психологом. Не было ни одной гонки, где я принимал бы участие без него. Мы команда, и все мои победы – наши.
– Победа дается трудно?
– Очень. В этом спорте есть масса нюансов, которых нет в других видах ралли. Помимо моральной нагрузки существует еще и физическая. Например, карт устроен так, что он начинает выдавать полную мощность лишь тогда, когда его шины прогреются и достигнут температуры в 90 градусов. Из-за этого машина буквально прилипает к дороге, и после финиша ее бывает трудно оторвать от полотна. Такая скорость и такое сцепление с трассой дают огромную нагрузку на руки пилота.
Также тебе приходится заходить в крутые повороты на высоких скоростях. А это нагрузка на шею. Это при том, что она и так держит достаточно тяжелый шлем.
Скажу еще, что моторы такого класса могут давать скорость до 180 километров в час. Но таких гоночных треков не существует.
– Значит, физическая подготовка пилота – это главное?
– Главное выделить нельзя. Твои мышцы, план на гонку, состояние автомобиля, настрой команды и погодные условия должны играть на руку пилоту одновременно. Нельзя, например, посадить быстрого пилота за медленный карт и думать, что он всех обгонит. Тут надо соблюдать баланс всех составляющих.
– Как ты готовишься к заезду?
– Раз за разом прокручиваю в голове маршрут трассы. Думаю о том, как буду вести себя во время гонки: где приторможу, где, наоборот, прибавлю газа. Но когда твой карт заводят, ты не думаешь ни о чем и полностью погружаешься в процесс.
– Макс, ты можешь вспомнить свою самую сложную гонку?
– Проще вспомнить самую легкую (смеется). Каждая гонка– тяжелая. Однажды во время соревнования у моей машины заклинил газ на полном ходу. Я мчался и не мог остановиться. Это при том, что шел самым первым. Мне приходилось справляться с поломкой и одновременно удерживать лидерство.
Бывало так, что на карте отрывался рычаг переключения передач, и ехать приходилось с одной рукой. Бывало, и спицы на руле ломались во время заезда. Так что трудности случаются постоянно.
– Выходит, что это очень опасный вид спорта?
– Любой спорт опасен. Всегда есть риск покалечиться или погибнуть. В нашем деле эти шансы увеличиваются из-за того, что твоя машина полностью открыта, а тебя защищает только шлем и комбинезон. Но у меня лично до серьезных травм или переворотов не доходило.
– Как карт развит в Крыму?
– Мягко говоря, не очень. Какие-то подвижки в сторону улучшения начались совсем недавно. Дело в том, что это очень затратный вид спорта, и обычный семейный бюджет не может его потянуть. Пилоту и его команде нужны спонсоры. Но в Крыму это мало кому интересно.
– И тем не менее, как быть человеку, который хочет себя попробовать в карте?
– Советую начать с проката автомобиля. Приезжайте на евпаторийский трек с друзьями и покатайтесь. Если у вас начнет получаться, запишитесь в школу подготовки пилотов. Она сегодня есть в Крыму. А если у вас все получится – покупайте форму и вперед к победе!
– Хочется узнать твое мнение по поводу "уличных гонщиков" на "Жигулях"...
– Знаешь, я сам езжу на "Жигули" одиннадцатой модели и сам грешу тем, что модифицирую ее. Считаю так, что можно ездить на любом, заниженном, шумном и нелепом автомобиле, но только аккуратно. Главное – не причинять никому вред и думать о безопасности. Всегда должен быть предел риска, который ты не должен нарушать.
Беседовал Никита ПОЛЬКО.
- Ранее участниками рубрики "Наши люди" стали музыкант Даниэль Еремизин, битбоксер Виталий Кузовов, чайный мастер Александр Подгаевский и другие.