Феминизм, как в России, так и в мире претерпел множество изменений - от борьбы за право на образование до борьбы за уникальность каждого человеческого опыта. Третья волна феминизма всё еще никак не дойдёт до нашего государства: вопрос о правах женщин еще висит в воздухе. На этом фоне зашкаливающая статистика бытового насилия и женских смертей от него в России, алиментная проблема, а также низкий символический престиж таких массовых профессий как учительница, воспитательница, остающиеся по-прежнему женскими.
НАША узнала, как обстоят дела с гендерным равенством в Крыму и пришла в гости к симферопольской феминистке, которая придерживает интерсекциональный феминизм (когда женщины с разным опытом сталкиваются и борются с дискриминацией). НАША узнала, почему девушка примкнула к этому политическому движению, и как бороться со стереотипами о женственности.
- Расскажи про свой паблик. Какой посыл он несёт? Как тебе удалось набрать такую большую аудиторию? Сколько времени на это ушло?
-"Fight like a girl" основан в 2013, получается, сейчас ему около 5 лет. Не помню, как именно случилось моё становление как феминистки. Я начала читать литературу, которая казалась мне разумной, а набрать аудиторию и раскрутить паблик помогла знакомая. Но создавала я его с чистого листа и приглашала друзей самостоятельно. Вначале было около 30 человек. Думала, надо дальше продвигать, делать постики, и оно как-то само по себе пойдёт. Главное – писать теги, чтобы выбивало в поиске.
Создала, потому что мне казалось, что я могу себе позволить продвигать идеи феминизма в массы. Это познавательно-развлекательный ресурс. Там нет никаких призывов или агитаций а-ля "Бросайте мужей и становитесь лесбиянками" — нет. Я приобщаю людей к идее через развлекательный контент, а дальше они сами могут всё осмыслить. К сожалению, сейчас мне не хватает времени на самостоятельное введение сообщества. А все временные помощницы быстро сдаются, поэтому я тоже бросаю мысль о том, чтобы кого-то пускать себе на подмогу, и думаю просто закрыть паблик. С тех пор, как я создала "Fight...", аналогов ему появилось достаточно и очень достойных, поэтому принуждать себя вести его не вижу смысла. Да, звучит грустно.
- Как это, быть феминисткой в Крыму, где процветает патриархат?
- Это потрясающе. Правда, это от души потрясающее чувство, ведь нет ничего прекраснее, чем горящие устои патриархата. Не то, чтобы я захожу в кабинет и говорю "Я феминистка", нет. Обычно не предоставляется возможности твердо и прямо заявить о своих убеждениях. Скорее, это проявляется в бытовых ситуациях, когда сталкиваешься с неравенством, приходится высказываться против него. Тогда вопрос "Ты что, феминистка?" в уничижительном ключе выступает сам по себе. Мне нравится цитата Глории Стайнем "У женщины всегда есть выбор: феминизм или мазохизм". Либо берешь права в свои руки и добиваешься равенства, либо живешь в патриархате и повинуешься.
Фото: Ангелина Тимофеева
- Есть ли конкретная история, после которой ты встала на путь феминизма?
- Я так не думаю. Кажется, это всегда было частью меня. К этому пришла через саморазвитие: находила интересные книги, фильмы, лекции на TED. Когда слушаешь людей и видишь статистики и реальные истории из жизни, ничинаешь понимать, почему это важно и существует. Поначалу это было попыткой стать кем-то. Когда патриархальное общество постоянно твердит "Да ты никто", то пытаешься доказать обратное. Помню, когда слово "феминистка" впервые произнесла о себе, это было по телефонному разговору с батей в контексте "Отвали, может, я вообще феминистка!", мне тогда было 14. Но это было несерьёзно. По-настоящему я начала себя воспринимать таковой в 18 лет.
- Почему в нашем обществе так агрессивно настроены по отношению к гендерному равенству?
- Потому что это удобная система угнетения, которая с виду такой не кажется. Она якобы джентельменская и сам патриархат выглядит как подачка женщинам, хотя на самом деле это очередные цепи. Что-то вроде "Будь идеальной женщиной: красивой, худой, молчаливой, белой, беременной, и я уступлю тебе место в автобусе. Только подумай, что ты теряешь. Если ты не будешь такой, то дверь тебе никто не откроет, руку никто не подаст".
Фото: инстаграм Юлии Григорьевой
- Почему слово "феминизм" зачастую воспринимают с раздражением и издёвкой?
- Все мы знаем ответ. Феминистка ассоциируется с лесбиянкой. Что наш человек думает, когда слышит слово "феминистка"? Скорее всего, что она ненавидит мужиков, а еще "лесбуха", что не всегда неправда. Во-первых, у нас есть повод ненавидеть мужчин. Во-вторых, что такого в лесбиянках? Этот образ строится на том, что нам якобы не нужны мужчины, их нужно истребить. Это очень популярная концепция. Вызвана она тем, что феминизм – это угроза системе. Сказать женщине, что она может бороться за свои права, и у неё есть права, и она вообще человек, это позволит ей выйти из системы. Когда они (противники) слышат про феминизм, то все жилки сотрясаются, и они начинают напрягаться, что женщина может выйти из-под контроля.
- Как ты относишься к направлению бодипозитив? Пользуешься ли фильтрами в инстаграме?
- Чудесно. Это отличная тема. Когда Наоми Вульф написала "Миф о красоте" — книга стала очень популярна среди феминисток. К 90-м годам после "утянутых восьмидесятых" с красивыми обложками журналов, когда женщины почти дошли до победы равенства, появилось новое давление — давление красоты. Это звучит нелепо, пока ты не понимаешь экономическую выгоду идеи, что женщина должна быть красивой. Очередные цепи. Для того, чтобы быть успешной и получать деньги, ты должна быть красивой. Совершенным инструментом. Женщины доказали, что они могут работать наравне, и теперь их важность как работниц уходит на задний план, пока они на собеседование не придут в юбке-карандаше, в красивой прозрачной блузке, с красными губами и подведенными глазами. Это очередная цепочка, когда ты не можешь продвинуться по карьере, пока недостаточно презентабельно выглядишь. Да, в любой компании есть дресс-код. Но насколько равноправны эти требования для женщин и мужчин? Если сравнить, мужчине удобно в костюме, а женщинам в юбке-карандаше и на каблуках разве комфортно спешить на работу, водить машину? Поэтому бодипозитив важен. Он бьет по мифу о красоте. Он создан для того, чтобы ослабить эти сети, которые давят на женщин. Пока ты подходишь под европейские стандарты, худая, белая, красивая, путь для тебя открыт. Но если ты некрасивая, жирная, ненакрашенная баба — ни работы, ни удовольствий тебе не будет.
Думаю, мы должны избавиться от концепций красоты. Она неизмерима. Красота – это система контроля, потому что она не подвергается никакому оцениванию. Она для каждого своя.
Касаемо фильтров в инстаграме, это всего лишь цветовые штуки, против которых я ничего не имею. С их помощью можно придать какой-то окрас фотографии, изменить атмосферу. Я делаю это ради художественности и общей композиции, для акцента на определенных цветах. К ретуши же отношусь очень негативно.
Фото: инстаграм Юлии Григорьевой
- Как часто ты слышишь это "ты что, феминистка?"
- Достаточно часто. Люди говорят ахинею, не замечая этого. Поэтому в разговоре, когда приводишь противоположное мнение, которое не звучит как "Да, да. Давайте убивать женщин", слышу в ответ в негативном контексте "Ты что, феминистка?".
Самое лучшее средство от этого – ответить "О, боже, а ты нет? Прости, не знала, что ты из средневековья". Люди думают, что застали вопросом врасплох, но лучшее, что можно сделать, ответить еще более удивленно: "Вау, среди нас есть не феминистки. Придётся её обратить — закажем вампира на ночь".
- Люди из твоего окружения пытаются опровергнуть твои убеждения? Как много ты слышала критики в свой адрес? Расскажи самую безумную историю.
- Не думаю, что такие есть, потому что я упрямая. Как можно переубедить человека, который поверил в свою свободу. Когда знаешь о лучшей жизни, как можно вернуться обратно? Люди ненавидят, когда для них открывают что-то новое. Каждый должен прийти к этому сам либо продолжить возмущаться. Критику слышу часто, это нормально.
Была история, когда отец однажды сказал, что самое важное, что я могу сделать, это родить ему внуков. Это была очень странная ситуация, когда родитель сводит все твои амбиции, труды, мечты и желания до "Ты должна родить мне внуков". Тогда осознала, что совершенно нет разницы, это твой брат, отец или парень — все думают, что ты их служанка. Как бы не объясняла, что дети – не то, к чему я стремлюсь, бесполезно. Если у человека есть эта функция в теле, не значит, что необходимо её использовать.
Фото: Ангелина Тимофеева
- Считаешь ли ты, что феминизм только о женщинах и для женщин? Как относишься к радикальному феминизму?
- Да, считаю. Феминизм – это движение за женские права. Если нужно бороться за мужские (какие там у них проблемы), то пусть создают своё движение.
К радикальному феминизму отношусь с уважительным пониманием. Как не входящая в эту группу, не могу подвергать их суду. Дело каждого человека, какую позицию принимать в своем феминизме. Радикальный много чего делает — сколько центров против насилия созданы радикалками. Понимаю, что у многих есть причины для этой позиции, и это оспаривать не стану.
Общество может решать, кто ему нравится. Феминистки — женщины, которые понимают, что у них нет выбора. Это единственная система, которая будет за них бороться.
Я слишком стара, чтобы спорить и ругаться с радикалками, когда мы за одну идею всего лишь с разными разветвлениями. По самым важным вопросам мы сходимся, так что цапаться нет смысла. Лучше объединиться и решить основные проблемы общими усилиями. Самые главные вопросы на повестке любого феминизма: борьба против насилия, разрушение "стеклянного потолка" и движение против сексуального рабства. Против этого станет бороться любая феминистка.
- Что ты думаешь о феминистах? (мужчины)
- Это дурацкое слово. Их нужно называть профеминистами, а не феминистами. Профеминизм – это когда ты не принадлежишь к этой социальной группе, но разделяешь и поддерживаешь их убеждения. К этим самым профеминистам отношусь замечательно, ведь они поняли, что патриархат вреден любой социальной группе.
Фото: Ангелина Тимофеева
- Как считаешь, могут ли феминистки исповедовать православие, учитывая, что эта религия пропагандирует подчинение мужчине?
- Не знаю. Боюсь оскорбить верующих. Хочешь — пожалуйста, не хочешь — и прекрасно. Но для моего понимания это сложно. И всё же, нельзя прийти в чужой монастырь и сказать "Сорямба, ваша религия проповедует подчинение мужчинам, а значит она херня". Но лично я не религиозна.
- Возможно ли в Крыму создать организацию, которая объясняла и защищала бы права женщин?
- Везде можно создать, но для этого нужно спонсирование. Не думаю, что наше патриархальное государство способно выделить на это деньги еще ближайшие 50 лет. По России есть серьёзные организации для бездомных женщин и жертв насилия. Но создать организацию, которая могла бы нести просветительскую миссию — другое дело. Да, такая организация безусловно нужна в нашей стране. Очень много женщин не знают, что они могут и имеют право защитить себя и своих детей. Они даже не знают, что их могут защитить. Особенно после декриминализации бытового насилия многие женщины верят в то, что их имеют право бить. Так что такая организация нужна, потому что просветительская миссия важна.
- Как твои родные реагируют на то, что ты – феминистка? Какая у тебя семья?
- С отцом проходят веселые дискуссии, потому они никогда ни к чему не приводят. Он человек других взглядов, который уверен, что женщина существует для мужчины. Это буквально его слова. Когда мы говорили о бодипозитиве, он был убежден в том, что женщина должна выглядеть так, как хочет мужчина, и ухаживать за собой в первую очередь именно для мужчины. Мама нормально всё воспринимает.
Вообще я из очень образованной семьи наследственных преподавателей. Я росла среди тысячи и одного примера сильных, крутых начитанных женщин, которые всю жизнь пашут, пашут и пашут. Вся женская линия в семье задействована в образовании, начиная от бабушки и тети, которые получили звание "заслуженный преподаватель", и заканчивая мамой-директрисой. В разговоре с ними понимаешь, насколько они круты, и даже не осознают того, что феминистки.
Фото: Ангелина Тимофеева
- Позволила бы ты мужчине заплатить на себя в ресторане? Уступить место в автобусе?
- Нет. У мужчины бы в долг не взяла и не позволила бы за себя платить. В прошлом я позволяла за себя платить, но всегда при этом чувствовала себя неловко, словно должна как-то иначе за это рассчитаться. Мужчины всегда желают чего-то взамен. Я вышла далеко за пределы того, что за меня кто-то заплатит в кафе. Можно позволить такое с подругами, ведь знаешь, что в следующий раз и ты их можешь угостишь. Это всегда на равных.
Запомните, если вас зовут на ужин, всегда берите с собой деньги. Всегда! И не соглашайтесь, если денег нет.
В автобусах иногда приходится принимать предложение присесть, ведь мужчины бывают агрессивны в своём "уступлении места". Была ситуация, когда меня насильно впихнули на сиденье. Это было что-то вроде "Садись, садись, САДИСЬ!" и тянут за плечи. Да, этот поступок безвозмездный. Но это доброжелательный сексизм — попытка сохранить хрупких, несчастных женщин, которые не могут донести тетрадь до дома, ведь она такая тяжелая и наполнена знаниями, а женщине очень тяжело нести знания.
Придерживаюсь мнения, что уступать место в маршрутке могут тем, кому сейчас, на ваш взгляд, лучше присесть: дедушка, бабушка, беременная женщина, дама с тяжелыми сумками или мелкий школьник, которого по маршрутке гоняет, а он не в силах удержать свой гигантский рюкзак. Но сама идея, что женщинам нужно уступать место в автобусе, бессмысленна. Мы не немощные. Мы только что ходили ножками по улице и можем на этих ножках здесь постоять.
- Если бы президентом России стала бы женщина, кого из известных личностей ты хотела бы видеть в этой роли?
- Татьяна Никонова — отличный вариант. Она выступает за интерсекциональный феминизм, против запрета абортов, за декриминализацию проституции и криминализацию клиентов. Открыла магазин, где прибыль отправляется в центр помощи пострадавшим от сексуального насилия. Было бы приятно, если бы страну возглавляла такая женщина.
Фото: Ангелина Тимофеева
- Как бороться со стереотипами о женственности?
- Это можно изменить только своим примером. Удивительно, что в нашей стране до сих пор есть подобные стереотипы, учитывая прошлое, где все были на равных. Наша страна полна многодетных матерей-одиночек и женщин, которые всё время впахивают. Вспомните СССР, где женщины на всех заводах — крепкие и сильные. Ничего не изменилось. Только подмешалось то, что все эти женщины теперь ещё невероятно красиво выглядят. Сила не исчезла. Это не просто стереотипы, а то, что женщинам навязали, какими нас сделали. Создали миф о красоте с каблучками и "платюшками", ведь это выгодно бинарной системе. Как разрушить этот миф и стериотипы? Отказаться от них и не бояться своих несовершенств.
- Вступайте в нашу группу Вконтакте и узнавайте самые актуальные новости первыми!