В Симферополе назначен новый глава администрации, и очевидно, что город ждут изменения. Самая проблемная сторона столицы – хозяйственная отрасль: дороги, коммунальные услуги и, конечно, экология. НАША решила сравнить Симферополь сегодня и в восьмидесятых годах – в момент наибольшего развития, чтобы показать современным градоначальникам, к чему нужно стремиться.
Для этого мы нашли человека, который, в молодости участвовал в Великой Отечественной войне, затем служил в ГДР, а в восьмидесятых годах руководил хозяйственной отраслью города. 92-летний Азат Артемович Григорян согласился рассказать нам о том, как Симферополь жил 40 лет назад.
– Азат Артемович, вы после службы в войсках пошли в чиновники. Как военная выправка помогла в работе?
– А то, что я военный, все бытовики заметили. Если сказал – сделал. Если кто-то тянет резину, например, жалоба есть от населения, то я ответственного сразу вызываю и говорю, что если не будет выполнено, даю взыскание. Если не помогло – снимаю с должности. Строгость была военная, поэтому отдел быстро заработал, как положено.
– Вас назначили в быт или вы сами выбирали отдел?
– Я когда только пришел, мне предлагали в торговлю идти. Говорили, мол, я армянин, а значит в торговле разбираюсь. Но я отказался и выбрал быт – отстающую отрасль, очень отстающую. Сам захотел. Мы поначалу план не выполняли. У нас даже помещения нормального не было. Пришлось выбивать у райкома партии. Жаловались люди, что жилье не выдают – я и тут договорился. За 2 года бытовикам 20 квартир раздали. Люди в меня поверили, и мы на следующий год план стали выполнять.
– Какие проекты вы сами создали и курировали?
– Создание кооперативов. Раньше их в Симферополе не было. Правительство решило их создать. Очень стало хорошо для людей. 3% от прибыли государству – остальное его членам кооператива. Создали мы где-то 12 кооперативов. Это было новое явление, но нам удалось достичь больших успехов. Строительный, ремонт и пошив обуви, ремонт телевизоров и так далее.
– А какая отрасль лучше всего заработала?
– Я здорово помог ремонту обуви. У нас тогда не было организации, которая шила хорошую модельную обувь: мужскую, женскую, детскую. Сапоги, там, туфли, сандалии. Я нашел помещение, заказал оборудование и материалы. Набойки на каблуки, например, к нам из Херсона возили. Отрасль тогда заработала. Люди стали приезжать из других областей, чтобы у нас заказывать обувь. Это была наша победа!
– Что вы так и не успели сделать для города?
– Открыть больше кооперативов. Когда я ушел, заниматься этим уже было некому. Позже отдел быта и вовсе перешел в отдел торговли. Когда тебе уже 92 года, можно говорить, что большое значение имеет личность. Человек должен быть честным, сильным.
– Какие тогда, в 80-х годах были дороги? Говорят, что как зеркало. Так ли это?
– Ничего подобного, дороги всегда были плохие. Другое дело, что как только что-то портилось, сразу начинали ремонтировать, делали косметический ремонт. А сейчас нет, не занимаются этим. Вот, например, сейчас долго ремонтируют дорогу на Толстого. Как раз тогда ее сделали. И сразу освободился город. Сейчас ее чинят и город опять стоит.
– А вода? Что тогда водопровод не везде работал как надо, что сейчас. Кое-где его до сих пор нет.
– Водопровод старались быстро проводить, но где не успевали – воду развозили большие автоцистерны. Постоянно приезжали. У горисполкома были возможности и средства. А сейчас дело совсем неважно.
– Сейчас Салгир в ужасном состоянии. Весь в мусоре и заросший. Им ведь с 80-х и не занимались, верно?
– Салгир когда-то был рекой полноводной, широкой, лодки ходили. Потом, как водохранилище и дамбу построили, воды стало меньше. Река сама себя очищать уже не могла. Мы однажды решили его сами вычистить. Целое дело – люди лезли туда с граблями, работала техника. Когда закончили, люди рады были. Правда, хватило чистки лишь не несколько месяцев. Это нужно постоянно делать. Сейчас об этом много пишут, вот только не видел я, чтобы чистили.
– Раз уж мы говорим об экологии, как высаживались лесополосы вокруг города, зеленые зоны? Это ведь тоже тогда делалось?
– Мы бросили клич сажать деревья вокруг Симферополя. И ученики девятых, десятых, одиннадцатых классов отозвались, потом студенты выходили. Мы им выдавали лопаты и саженцы. Высаживали вокруг города деревья. То, что вы сейчас видите – все высадили тогда. Сейчас никто ничего не сажает. Никому это не нужно. А если и сажают, то это мелочь, и об этом говорят еще три месяца. Гордятся собой. А тогда ведь выходили все, сажали.
– Почему раньше все работало? Что изменилось? Власти не хотят, или не могут?
– Я сейчас объясню почему. Вы понимаете, изменилась система. Раньше была социалистическая, у нее, конечно, были свои недостатки. А сейчас у нас, как говорят, капиталистическая. Но это только говорят. Я бы сказал, что она базарная. Мы пока капитализма не достигли настоящего. Человека не хватает честного. А местные чиновники, видимо, хотят заработать, а не выполнить обязанности. Дело в том, что тогда говорили: "Делай. Вот тебе сроки, вот тебе средства". Объездную тогда построили. Шутка ли? Толстого сделали. Сейчас тянут с работой. А если что-то где-то сделали – сразу в газеты, по телевизору показывают. А все потому, что нет честности. Работают недобросовестно, денег им, видите ли, не хватает.
– А какой он, честный человек?
– Тот, который если сказал, что сделает – делает. Ответственный и с совестью. Тех, кто сейчас не дотягивает до этого звания, потихоньку меняют. Появляться стали люди, которые к своей работе относятся как положено. Но это очень долго. Чтобы все стали такими, нужно время. А еще важно, чтобы подчиненные чувствовали, что начальник заботится о них. Это важный показатель.
- Вступайте в НАШУ группу Вконтакте и всегда читайте свежие новости.