Натурщицы: вклад женщин в мир искусства
Традиционно натурщицами называли женщин, которые позировали для создания живописных полотен и скульптур. Как краски, кисти или мольберт, они являлись неотъемлемой частью художественного процесса, помогая авторам углубленно изучать анатомию и воплощать тонкости человеческого тела. Поэт Уильям Блейк однажды сказал, что искусство невозможно без изображения обнажённой красоты, подчеркивая важность роли натурщиц в творчестве.
Рабочий процесс натурщицы требует выдержки и немалых усилий. Часами оставаться в одной позе — это настоящее испытание как для физического состояния, так и для эмоционального равновесия. За картинами и скульптурами, представленными в музеях, стоят реальные женщины, которые некогда позировали мастерам. Против популярного заблуждения, художники выбирали моделей с разными типами внешности, зачастую весьма далекими от современных стандартов красоты.
В СССР натурщиц официально называли «демонстраторами пластических поз». Согласно данным сборника «Социальное развитие СССР», их работа оплачивалась по низкой ставке — от 80 до 120 рублей, в зависимости от уровня профессионализма и региона. Однако общественное мнение о них часто было неоднозначным — среди рабочих и крестьян натурщиц нередко воспринимали как праздных женщин, избегающих «настоящего» труда. Многие в этой профессии были студентками, подрабатывающими во время учебы. Оставались в этом ремесле те, кто искренне увлекался искусством и готов был работать за идею. За обнажённые сеансы платили немного больше, но найти подходящую модель было достаточно сложно. Иногда преподаватели или ученики могли лично доплачивать особенно понравившимся натурщицам, чтобы завершить свои работы.
Отношение к натурщицам менялось в зависимости от взглядов и времени. Главными требованиями к ним были естественность и умение расслабленно держать позу. Строгие пуританские идеалы, существовавшие в обществе, не способствовали популярности этой профессии. Между моделями и художниками отношения оставались строго профессиональными — таковы были правила этикета. Во время позирования разговоры считались неуместными, если только работа не проходила в более непринужденной атмосфере закрытых студий.
Выпускники Московского художественного института им. В. И. Сурикова вспоминают, что моделировать натуру становится крайне тяжело, если между художником и натурщицей возникают личные антипатии. Идеальная модель — та, что не вызывает сильных эмоций и может неподвижно сохранять позу в течение нескольких часов с небольшими паузами. Были слухи о романтических увлечениях в мастерских, но реальность показывает, что такие случаи были скорее исключением, сообщает источник.