Профессия натурщицы в СССР: сложная работа за небольшие деньги
В мире искусства натурщицы занимают особое место. Без их участия невозможно представить процесс создания живописных и скульптурных произведений. Эти женщины помогают мастерам изучать анатомические пропорции человеческого тела и воссоздавать его формы с максимальной точностью. Как говорил Уильям Блейк, "красота без одежды является неотъемлемой частью искусства".
Трудности профессии натурщицы
Работа натурщицы требует не только физической подготовки, но и психологической выдержки. Долгое пребывание в одной позе зачастую связано с большим напряжением. Существует мнение, что натурщицы всегда обладали классической красотой, однако художники нередко выбирали модели самых разных типажей, не всегда соответствующих канонам.
В советское время эта профессия имела официальное название — «демонстратор пластических поз». Но, несмотря на громкое определение, за неё платили довольно скромно: от 80 до 120 рублей, что зависело от опыта натурщицы и региона, где она работала. В стране, где ценились в первую очередь трудовые подвиги, натурщики часто считались бездельниками. Это создавало сложности с нахождением моделей, и в этой роли нередко оказывались студенты. Только истинные поклонницы искусства оставались верны профессии, зачастую работая больше за идею, нежели за заработок.
Особенности профессии в условно закрытых кругах
Позирование обнажённой натурщицей оплачивалось несколько выше, однако найти подходящих моделей для этой задачи было ещё сложнее. Опытные профессионалы, заслужившие признание, сотрудничали с маститыми художниками в частных мастерских, что позволяло им зарабатывать больше.
В профессии важны были умение держаться расслабленно и естественность, а взаимодействие между моделью и художником строго соблюдало рамки профессионализма. Межличностные контакты, вроде бесед или дружеских отношений, практически не допускались. Исключение могли составлять закрытые мастерские, где иногда допускалась более комфортная атмосфера.
Что говорили художники о работе с натурщицами
По мнению выпускников художественных школ, создание картины непременно требует должного взаимопонимания с натурщицей. Если модель внушала раздражение или вызывала антипатию, это значительно осложняло процесс работы. Идеальной натурщицей считалась та, которая могла оставаться в позе, не отвлекая художника ненужными эмоциями.
Слухи о романтической или интимной связи между натурщицами и художниками, казалось бы, напрашиваются сами собой, но на практике они, по словам очевидцев, встречались крайне редко.