Самая постыдная профессия в СССР: тяжелая работа за гроши, а сейчас об этом мечтает каждая вторая девушка

14.12.2024, 22:00 , Дмитриева Анастасия

Натурщицами называли женщин, которые служили моделями для художников, помогая им создавать живописные и скульптурные произведения. Эти женщины играли важную роль в процессе художественного творчества, наряду с красками и мольбертами, позволяя студентам глубже понять анатомию и особенности человеческого тела. Поэт Уильям Блейк однажды заметил, что искусство невозможно без обнаженной красоты, что подчеркивает значимость натурщиц в художественном мире.

Работа натурщицей требует немалых усилий: длительное позирование в одной позе — это не только физическая, но и психологическая нагрузка. За шедеврами, которые мы видим в музеях и галереях, стоят реальные женщины, когда-то позировавшие художникам. Вопреки распространенному мнению, художники выбирали модели самых разных типажей, не всегда соответствующих современным стандартам красоты.

В Советском Союзе натурщиков официально называли «демонстраторами пластических поз», и их труд оплачивался по минимальным ставкам — от 80 до 120 рублей в зависимости от квалификации и региона, как указано в статистических данных «Социальное развитие СССР». В обществе рабочих и крестьян натурщиц часто воспринимали как бездельниц, которые не желают заниматься серьезной работой. Часто на такие подработки приглашали студенток. В профессии оставались лишь те, кто искренне любил искусство и был готов работать ради идеи. За обнаженное позирование платили немного больше, но найти подходящую модель было непросто. Иногда преподаватели и студенты доплачивали понравившимся натурщицам за возможность завершить свои работы.

Отношение к натурщицам было разнообразным. Одним из основных требований к ним было умение расслабляться и демонстрировать естественность. Пуританские взгляды не способствовали приходу в эту профессию. Отношения между художниками и моделями оставались профессиональными и не переходили в дружескую плоскость из-за соблюдения этикета. Разговоры во время позирования не приветствовались, за исключением случаев работы в закрытых мастерских, где могла возникнуть более свободная атмосфера.

Выпускники Московского художественного института им. В. И. Сурикова отмечают, что рисовать натурщицу становится сложно при возникновении раздражения или личной неприязни. Оптимально, когда модель не вызывает сильных эмоций и может оставаться в нужной позе на протяжении нескольких часов с небольшими перерывами. Несмотря на слухи о возможных романах в художественных мастерских, интимные отношения между художниками и натурщицами были крайне редки.