Натурщицами называли женщин, которые позировали художникам для создания живописных и скульптурных произведений. Они, наряду с красками, кистями и мольбертами, являлись важной частью художественного процесса, помогая студентам лучше понять анатомию и детали человеческого тела. Поэт Уильям Блейк однажды заметил, что искусство невозможно без обнаженной красоты, что подчеркивает значимость натурщиц в мире искусства, пишет источник
Работа натурщицей требует немалых усилий: позирование в одной позе на протяжении длительного времени — это не только физическое, но и психическое испытание. За шедеврами, выставленными в музеях и галереях, стоят реальные женщины, которые когда-то позировали художникам. Вопреки распространенному мнению, художники выбирали модели самых разных типажей, не всегда соответствующих современным стандартам красоты.
В Советском Союзе натурщики официально именовались «демонстраторами пластических поз», а их труд оплачивался по минимальной ставке — от 80 до 120 рублей в зависимости от квалификации и региона, как указано в статистическом сборнике «Социальное развитие СССР». В обществе рабочих и крестьян натурщиц часто воспринимали как бездельниц, не желающих заниматься серьезной работой. Часто на такие подработки приглашали студенток. В профессии оставались лишь те, кто искренне любил искусство и был готов работать ради идеи. За обнаженное позирование платили немного больше, но найти подходящую модель было непросто. Иногда преподаватели и студенты доплачивали понравившимся натурщицам за возможность завершить свои работы.
Отношение к натурщицам было разнообразным. Одним из основных требований к ним было умение расслабляться и демонстрировать естественность. Пуританские взгляды не способствовали приходу в эту профессию. Отношения между художниками и моделями оставались профессиональными, без перехода в дружескую плоскость, что было обусловлено этикетом. Разговоры во время позирования не приветствовались, за исключением случаев работы в закрытых мастерских, где могла возникнуть более свободная атмосфера.
Выпускники Московского художественного института им. В. И. Сурикова отмечают, что рисовать натурщицу становится сложно, если возникает раздражение или личная неприязнь. Оптимально, когда модель не вызывает сильных эмоций и может оставаться в нужной позе на протяжении нескольких часов с небольшими перерывами. Несмотря на слухи о возможных романах в художественных мастерских, интимные отношения между художниками и натурщицами были крайне редки.