Александр Тофан впервые ощутил морскую волну в 2014 году, преобразившись из индустриального альпиниста в настоящего исследователя морей. Александр деликатно дает понять, как быстро он адаптировался к морским бурям, штормам в течение 16-часового трудового дня, и сложным операциям на рыболовных и краболовных судах. Он раскрывает стратегии заработка на корабле, детали неотъемлемых налоговых взносов и предстоящей норвежской пенсии.
От высокогорного альпиниста к покорителю морских глубин
— Мое начало связано с Кишиневом. Завершив среднюю школу и не обладая специфическим образованием, я, преданный альпинизму, многие годы работал в индустрии промышленного альпинизма. Впрочем, в современной Молдове интерес к этой профессии резко упал. В 90-е годы заработок в промышленном альпинизме, эквивалентный современным 2-3 тысячам долларов, был весьма выдающимся. Поглубившись в экстремальные виды деятельности, я, просмАотрев передачу "Смертельная добыча" на "Discovery" о краболовах в Беринговом море, почувствовал стремление завоевать Аляску (улыбается). Любовь к рыбной ловле повела меня к решению испытать свои силы в море. Знакомство с моряками и бывшим капитаном корабля на Камчатке, ставшим владельцем своего судна, вдохновили меня на смену области деятельности. Однако отсутствие российского паспорта или вид на жительство стали преградой для моего вступления в российский флот.
Покорение Норвегии на корабле с камчатским прошлым
— В 2013 году владелец судна решил отправиться на ловлю крабов в Баренцевом море, переместив судно из Камчатки. Этот переход занял около 2 месяцев. Тогда даже норвежцы не осознавали богатства крабов в своих водах и не обладали достаточным опытом. Некоторые российские суда изменили свои флаги, входя в Баренцево море под новыми символами. Хотя я хотел присоединиться в 2013 году, из-за окончания сезона мне удалось попасть на корабль только в ноябре 2014 года. С этого момента началась моя морская жизнь. Проблем с посадкой на судно и въездом в Норвегию тогда не возникло. Там брали людей с различными паспортами. Попасть на бывшее камчатское судно с испанским флагом оказалось довольно просто. Большинство членов экипажа, разумеется, обладали российскими паспортами, и большинство из них происходили с Камчатки. Молдаван было буквально трое. Новички, конечно, сталкивались с некоторыми сложностями, так как все норвежские краболовы считали себя опытными профессионалами, и те, кто только начинал, всегда чувствовали себя "зелеными" по сравнению со старшими коллегами. Возможно, это было единственное затруднение на начальном этапе работы. Что касается "морской" болезни, адаптации на судне или подобных аспектов, меня это не касалось. У меня отличный вестибулярный аппарат, и поэтому морская качка и шторма всегда переносятся легко. Никогда не испытывал страха перед штормами или долгими периодами пребывания в море. Напротив, это всегда приносило мне радость. Я любитель адреналина, и работа в море для меня - это своего рода вызов, который одновременно приносит вдохновение.
Вихри перемен: Исключительный график труда - 16 часов смены, сменяемых всего лишь пятичасовым периодом отдыха
— Морская рутина базируется на концепции разносторонних обязанностей. Это предполагает, что в течение каждой морской смены каждый матрос исполняет разнообразные задачи, избегая рутины. Однообразие труда может стать исчерпывающим, а неожиданные обстоятельства или заболевания могут потребовать замены членов экипажа. Поэтому каждый должен быть хотя бы отчасти знаком с различными аспектами корабельной деятельности. На первом этапе своей морской карьеры я выполнял ограниченный спектр обязанностей, будучи новичком без опыта. Тогда я занимался лишь наживкой и стаговкой. График предусматривал 16 часов труда и 8 часов отдыха. Для подготовки к трудовым усилиям приходилось подниматься на час раньше начала смены. Периоды отдыха включали прием пищи, душ и посещение сауны на пароходе — роскошь, доступная не всем. Времени на сон оставалось всего 6 часов, а для общения с семьей или использования телефона — всего 5 часов. Выходных и праздников в море не существует. Краболовы трудятся 30-31 день в месяц (улыбается).
Ловля крабов в Норвегии: Заработок до 8 тысяч евро, но с финансовыми обязательствами - Краболовная деятельность в норвежских водах: Доходы до 8 тысяч евро, сопряженные с финансовыми обязательствами
— В период моих первых морских путешествий на российском судне, минимальная заработная плата для краболов составляла всего 1200 долларов в месяц. Такую сумму можно было получить даже при скромных уловах. На норвежских судах тогда платили гораздо более щедро. Сегодня, трудясь на норвежском судне, минимальная заработная плата для краболов составляет 7-8 тысяч евро в месяц. К тому же, предусмотрены различные премии, зависящие от объема улова и трудовых усилий. Не забывая о налогах, вычитываемых из заработной платы краболов. Ситуация индивидуальна. Кто-то уплачивает всего 10% налогов, в то время как другие взимают полный налоговый взнос. Я, например, уплачиваю полные налоги, так как планирую получать норвежскую пенсию. В Норвегии также действует система реестра рыболовов. Обычно данные о работе на судне автоматически передаются в этот реестр. Таким образом, если ты зарегистрирован в нем в течение 15 лет, то после 60 лет у тебя есть право на норвежскую пенсию. К сожалению, я начал свою морскую карьеру слишком поздно, поэтому на норвежскую пенсию мне придется подождать до 67 лет (улыбается).
В широких водах: 5 лет в море и поразительные перспективы - В открытом океане: Пять лет в море и потрясающие горизонты
— В общей сложности, мои морские приключения простираются на примерно 5 лет. Максимальная прибыль, которую мне удалось заработать, достигала 2 тысяч евро в день. Считаю, что эти суммы зависят от случайностей, так как рыбная ловля — это результат случая. Важно оказаться в нужное время в нужном месте для успешного улова. За свою жизнь работал как на краболовных, так и на рыболовных судах. Несмотря на физическое сходство труда, трудности на каждом судне всегда различны. На краболовном судне самой сложной задачей для моряков является перетаскивание "ловушек". Это физически тяжелая работа, так как "ловушки" весят много. А на рыболовном судне самой сложной операцией является поднятие рыбы из воды. Касательно будущего, как уже отмечено, планирую продолжать морскую карьеру. В ближайших планах — поездка в Норвегию на рыбный завод, предложенная моим знакомым. Впоследствии снова отправлюсь в море. В этом году предлагали пойти в рейс, но я не был готов, так как у моих морских документов истек срок годности. Теперь, обновив документы, готов вновь погрузиться в морское приключение.