До распада Советского Союза алуштинская фабрика игрушек и сувениров производила продукцию для всей страны. На ней работало сотни людей, было свое деревообрабатывающее производство, столовая, несколько огромных цехов для производства деревянных, экологически чистых игрушек, наладили выпуск духов в форме деревянной матрешки и собирались поставлять эту продукцию даже в Европу. В начале 90-х годов новыми станками переоборудовали один из цехов и начали выпускать полиэтиленовую пленку для теплиц, выпускали искусственные елки.
фото: alushta24.org
Игрушки как пирожки расходились
Вкусно и недорого кормили персонал в фабричной столовой, а всегда свежие и горячие пирожки с повидлом, которые там пекли, дети со всей округи набирали целыми пакетами.
Как пирожки расходились и игрушки. Из Алушты они уезжали во Францию, США, Великобританию, Данию, Бельгию, Голландию...
Школьники алуштинских школ перед каникулами регулярно проходили практику на фабрике игрушек и сами участвовали в производстве, своими руками нанизывая пирамидки и собирая деревянных незнаек и "лошариков".
Фото: Валерий Масалов
Разруха 90-х
Сотрудникам фабрики в то время раздавали земельные участки под огороды и собирались даже построить для них два современных жилых дома. Дома должны были сообщаться друг с другом, а по мансардам можно было бы ездить на велосипеде. Была уже готова вся проектная документация, определили подрядчиков строительства, но очень не вовремя распался Советский Союз.
Начались перебои с поставками сырья для продукции, стало прерываться финансирование, рабочие перестали получать зарплаты и прошло несколько волн сокращения персонала. Одно за другим стали закрываться производства — не до игрушек было людям в те непростые времена, когда в стране вместо денег начали возникать талоны на питание и отрезные купоны, а в магазинах нельзя было купить даже продуктов питания.
Фото: Валерий Масалов
Нина Масалова работала в то время на фабрике игрушек инженером-строителем и строительство двух новых домов на улице Виноградной должна была курировать именно она.
- У нас было самое крупное производство в городе, наши игрушки расходились по всему Союзу, выпускали их сотни видов и на праздники обязательно выпускали какую-нибудь новую тематическую игрушку. Это все практически ручная работа была, каждая игрушка проходила через несколько рук рабочих, кто-то нанизывал, кто-то завязывал узелки, а некоторые игрушки даже раскрашивали вручную. А какие объемы были — до 2 миллионов игрушек в год доходило.
Но с началом разрухи моя должность оказалась не востребована, сначала уменьшили и без того небольшую зарплату, а потом меня и вовсе сократили во время очередной кампании по оптимизации расходов.
Фото: Валерий Масалов
Фабрика умирала мучительно, а когда стало ясно, что до восстановления производства ни городу, ни кому бы то ни было еще нет никакого дела, попробовали перепрофилировать огромное пятиэтажное здание фабрики под гостиницу. Но реконструкция здания, вывоз ржавеющего оборудования были тогда слишком дорогим удовольствием, желающих участвовать в проекте не нашлось и здание стало превращаться в руины.
Здесь когда-то производились искусственные елки.
Фото: Валерий Масалов
Несмотря на запущенный вид, большинство станков хоть и устарели, но все еще функционируют.
Сейчас здание фабрики пустует, вход завален промышленным хламом, многие стекла выбиты, часть букв на крыше с названием фабрики отвалилась и на фоне этих декораций можно было бы снять какой-нибудь постапокалиптический фильм.
Фото: Валерий Масалов
Во дворе фабрики работают несколько магазинов и две столярных мастерских, выпускающих двери и кухонную мебель — это все, что осталось от некогда могучего всесоюзного производства.
Фото: Валерий Масалов
Кризисный директор
- В 1990 году я поступил на работу начальником цеха по сборке игрушек, - говорит директор фабрики Владимир Халпакчи, - а в 1995году в качестве директора принял закрывающееся уже производство с большими долгами. Какое-то время мы пытались выпускать ту же продукцию, хотя и в меньших объемах, начали отдавать долги, но тогда налоговая на нас сильно давила, а в 96-м году начались отключения электричества. Свет давали тогда через каждые полтора часа, а мне, чтобы станок разогреть только 45 минут времени надо. Куда мы ни обращались, никто не пошел нам навстречу и фабрику тогда опечатали окончательно, чтобы сберечь до лучших времен хотя бы оборудование.
С тех пор цеха с оборудованием заморожены и закрыты в ожидании инвестора. Из более чем полутысячи работников фабрики осталось всего 14 человек, которые охраняют, убирают территорию и поддерживают жизнеспособность оборудования. Функционирует также отдел кадров, потому что почти половина алуштинцев работала на производстве и многим из них при выходе на пенсию требуются документы. Здание клуба на 200 мест с инвентарем и двумя кинопроекторами для просмотра фильмов тоже опечатано и закрыто.
Фото: Валерий Масалов
- Крыша течет постоянно, швейный цех затопило почти, - говорит Елена, которая когда-то на фабрике работала мастером цеха, а сейчас заведует хозяйством.
Фото: Валерий Масалов
- Мы сами своими силами три раза ремонтировали крышу, но каждый новый дождь устраивает сюрпризы. А на большее нет у нас денег. Чтобы восстанавливать производство инвестиции нужны большие, а люди сейчас хотят только быстрых денег. Да и у нас же игрушки из дерева, натуральное все и работы много ручной — конечно это дороже будет стоить, чем пластиковые магнитики и сувениры из Китая и Турции. А город нам не помогает — за все время ни разу никто из них к нам не приезжал.
Фото: Валерий Масалов
В 2014 году была предпринята попытка реконструировать производство и спасти фабрику. Высказывались на этот счет тогдашний глава администрации города Станислав Колот, упоминались какие-то партнеры из "промышленного города Ангарск", желающие участвовать в реорганизации, но дальше нескольких высказываний чиновников и пары заметок в СМИ дело не пошло.
Фото: Валерий Масалов
Во-многом, чтобы избежать преждевременной шумихи, директор фабрики осторожен в комментариях о будущем производства, но все же надежда, что фабрика будет реконструирована есть.
- Мы уже провели одну встречу с инвесторами из Москвы, на днях проведем еще одну встречу, обсудим все, - говорит Халпакчи, - они посмотрят состояние фабрики, мы тоже выслушаем их предложения по реорганизации и, возможно, дело сдвинется с мертвой точки. Но ясно это станет ближе к новому году.
фото: Валерий Масалов
Справка
Олимпийские чемпионы штангист Жаботинский и хоккеист Фетисов, которые в то время тренировались на алуштинской спортивной базе "Спартак", однажды посетили цех фабрики игрушек. Рабочие окружили знаменитых спортсменов и, конечно, никто из них не ушел без подарка. Жаботинскому подарили деревянную фигурку штангиста, а Фетисову для дочки предложили выбирать игрушку из мурзилок, утят и крокодилов.
Солист Большого театра, знаменитый певец Юрий Гуляев устроил в цехах фабрики небольшой концерт.
Некоторые вина завода "Массандра" выпускались в подарочных деревянных футлярах в форме гусара, которые тоже делались на фабрике.
Алуштинские водители автомашин также не знали дефицита в популярных в свое время массажных чехлах для сидений.
Фото: Валерий Масалов
Из старой прессы
В далеком 1979 году издание «Советский Крым» про алуштинскую фабрику игрушек писало так:
"Самое заметное предприятие в Алуште – фабрика игрушек и сувениров, филиал производственного объединения "Таврия". Это предприятие управления местной промышленности облисполкома заметно, естественно, не только внушительными габаритами здания, но главным образом годовым объемом выпускаемой продукции, который далеко перевалил за пять миллионов рублей и составляет 43 процента к общему объему вала по объединению. Заметно оно, наконец, на рынках сбыта продукции, ибо игрушки и сувениры с алуштинской маркой всегда пользовались добрым спросом, интерес к ним у детей и взрослых всегда повышенный.
Нынешние изделия со Знаком качества составляют к валовой продукции цеха деревянной игрушки не более шести процентов. В соответствии с мероприятиями по развитию социалистического соревнования за лучший курорт страны, разработанными филиалом, его коллектив обязался к концу 1980 года довести удельный вес образцовых изделий до 20 процентов.
Хорошее обязательство. Однако подкрепить его необходимо подходящей древесиной…»
Георг ГИРГЕНС
Цифры
Средняя стоимость одной игрушки была 20-30 копеек, но самые дорогие из них стоили один рубль десять копеек.
фото: alushta24.org
- Ранее НАША писала про заброшенные здания Алушты.