В канун 8 Марта корреспондент "Нашей Газеты" узнал у главного дирижера Государственного академического Музыкального театра Республики Крым Эльмиры Мухтерем, как ей удалось достичь успеха в казалось бы совершенно "мужской" профессии, откуда на полуострове появляются профессиональные артисты оперы и балета, и что привлекает к сотрудничеству с симферопольской труппой известных композиторов.
"Для восприятия оперы зрителя надо воспитать"
— Не так давно появилась информация о предстоящей реконструкции здания Музыкального театра, после которой в нем можно будет ставить настоящие оперные спектакли. То есть уже в обозримом будущем в Крыму появится настоящая опера?
— Вопрос о создании в Крыму оперы обсуждается уже давно. Директор нашего театра Александр Анатольевич Вишневый, очень музыкальный человек, в прошлом артист балета, считает, что нам не стоит останавливаться только на мюзикловом репертуаре, необходимо работать над более серьезными произведениями. Министр культуры Крыма Арина Вадимовна Новосельская также не раз высказывала такие идеи. Но, для этого, конечно, нужна реконструкция — нужны дополнительные помещения для занятий и репетиций. Чтобы поставить такую оперу, как "Травиата", нужен оркестр из 80-90 человек. Сейчас у нас в оркестре только 33 человека. Для нынешнего репертуара такая численность оптимальна, но для оперы этого мало.
— Театр уже имеет опыт исполнения опер?
— Классические произведения присутствуют в нашем репертуаре постоянно. 10 лет назад мы ставили оперу Рахманинова "Алеко". Хотелось бы ее восстановить, но по солистам пока не получается. Тогда в труппе был бас-профундо, это очень низкий голос, сейчас такого солиста нет, поэтому спектакль заморозили. В марте мы возвращаем на сцену произведение Жака Оффенбаха "Кошка, превращенная в женщину" — этот спектакль шел семь лет назад. Это сложный музыкальный материал — не для оркестра, а для вокалистов. Мы вновь к нему обратились по многочисленным просьбам зрителей.
Эльмира Мухтерем на репетиции оркестра. Фото: muzteatr.net
— Приходится слышать высказывания, что крымский зритель пока не готов к восприятию опер. Вы тоже так считаете?
— Действительно, для восприятия оперы нужна подготовка. Зрителя сначала надо воспитать. Например, показывать оперы школьникам, которые приходят на абонементные спектакли. Мы уже постепенно к этому идем, включаем музыкальные номера из опер в наши концерты. Недавно в театре состоялась премьера концертной программы, целиком посвященной опере. Мы исполнили значительные фрагменты из "Травиаты", "Трубадура" и "Риголетто". Конечно, нашего хора из 19 человек было недостаточно. Мы договорились с Крымским инженерно-педагогическим университетом, где есть хоровое отделение, его руководитель загорелась желанием поучаствовать — и все получилось.
Студенты КИПУ исполняют "Хор цыган" из оперы Дж.Верди "Трубадур". Фото: muzteatr.net
— Вы упомянули о нехватке солистов. Если с хором получилось, хотя бы в рамках одной концертной программы, то может быть и солистов в Крыму найти можно?
— Сложность с кадрами возникает из-за отсутствия в Крыму консерватории. Есть отделения вокального искусства в Крымском университете культуры, искусств и туризма (КУКИиТ) и Крымском инженерно-педагогическом университете (КИПУ). Если бы там преподавали профессора и доценты консерваторского уровня, то были бы и соответствующего уровня выпускники. Но пока таких преподавателей мало.
— А если приглашать исполнителей из других регионов?
— Каждое лето мы проводим кастинг и конкурс, объявляем о наборе артистов, получаем множество телефонных звонков и резюме. Но, естественно, люди хотят знать, куда они едут, будут ли обеспечены жильем. Пока у нас нет возможности даже оплачивать аренду квартир нашим артистам, не говоря уже о покупке. Поэтому приходится ориентироваться на выпускников местных вузов. Я уже три года хожу на прослушивания в КУКИиТ. Иногда среди его выпускников втречаются такие самородки, которые на должном уровне выучивают музыкальный материал — с такими мы заключаем контракты. Если нет в регионе учебного заведения, но встречаются талантливые люди — мы и тому рады.
Юлия Денисенко и Владимир Кудрявцев в спектакле "Дубровский". Фото: muzteatr.net
— Но ведь есть в коллективе и артисты с профессиональным образованием?
— Конечно, у нас работают и профессиональные артисты, такие как Эмилия Меметова, которая закончила консерваторию в Киеве, там же закончила аспирантуру. Ее приглашали в Киевский оперный театр, но она решила приехать в Крым. И, слава Богу, что так решила — теперь у нас есть хорошая солистка. Владимир Кудрявцев и его супруга Юлия Денисенко приехали к нам из Харькова, там они работали в оперном театре.
— Если идея о преобразовании музыкального театра все-таки будет реализована, какими операми Вы хотели бы заняться в первую очередь?
— Я училась в консерватории на классическом репертуаре. Мне очень нравится "Травиата" Верди. В оперном репертуаре без нее никуда. Раньше в нашем репертуаре была опера Алемдара Караманова "Бахчисарайский фонтан" (сейчас под таким названием в театре идет балет на музыку композитора Бориса Асафьева — ред.) - сложное философское произведение с удивительным переплетением западных и восточных мотивов. Хотелось бы ее восстановить, тем более, что скоро будет юбилей Караманова, а где, как не в Крыму, исполнять его произведения — ведь композитор прожил здесь почти всю жизнь. Восстановить хотелось бы и "Алеко" Рахманинова. И конечно, хочется ставить Вагнера, но это уже из области фантастики — он писал для оркестра на 120 — 150 музыкантов, такого состава у нас нет, а в меньшем составе играть его музыку невозможно — не получится нужного звучания.
"После премьеры "Дубровского" народ буквально "повалил" в театр"
Лариса Долина выступает с оркестром Музыкального театра Республики Крым. Фото: muzteatr.net
— Помимо классического репертуата коллектив театра исполняет эстрадную музыку? Наверное, сложно постоянно перестраиваться, обращаясь к столь разным жанрам?
— Эстрадная музыка бывает очень разной. Лариса Долина предпочитает выступать с симфоническим оркестром и очень требовательно и трепетно относится к репертуару, к оркестровкам, которые всегда у нее выполнены на высоком профессиональном уровне. Она работала с нашим оркестром два года назад, ей понравился уровень коллектива, поэтому она захотела продолжить сотрудничество и снова выступила с нами в прошлом сентябре. Работать с нами планировал Алессандро Сафино — он прислал нам ноты, и мы уже успели их выучить, но приехать, к сожалению, не смог по состоянию здоровья. И чтоб работа не пропадала, мы решили: пусть наши исполнители споют. В феврале мы выпустили концертную программу эстрадных песен, в которую вошли произведения из репертуара как уже названных артистов, так и других популярных певцов. И я хочу сказать, что это достойная музыка.
— Сейчас среди премьер театра преобладают мюзиклы. Это ответ на запросы публики?
— На мюзикловый репертуар мы перешли два-три года назад. Сначала мы поставили мюзикл Кима Брейтбурга "Дубровский" — и народ не просто пошел, можно сказать — повалил в театр. И мы подумали, а почему бы не продолжить?
На репетиции спектакля "Роман о девочках". Фото: muzteatr.net
— Четвертого апреля в Музыкальном театре пройдет премьера спектакля "Роман о девочках", основанного на произведениях Высоцкого. Мы услышым неожиданные оркестровки известных песен?
— Владимир Высоцкий предпочитал исполнять свои произведения один, аккомпанируя себе на гитаре. Поэтому, режиссер спектакля, а это главный режиссер нашего театра Владимир Косов, решил не загромождать музыкальный материал сложной оркестровкой, а задействовать ансамбль из шести инструментов: электрогитара, бас-гитатра, ударные, скрипка, аккордеон и клавиши. Будет звучать в записи и голос самого Высоцкого. Интересная получается работа, но не хочется раньше времени рассказывать — приходите на премьеру.
— В числе других ожидаемых премьер — новое сочинение Максима Дунаевского. Можете поделиться, чего ждать зрителю?
— Известный московский режиссер Игорь Меркулов будет ставить мюзикл Дунаевского "Алые паруса". Прежде чем предложить нам этот спектакль, режиссер дважды приезжал знакомиться с нашим репертуаром, причем, приезжал инкогнито, просто приходил в театр как обычный зритель, чтобы составить собственное представление об уровне нашей труппы. Музыкальный материал мне понравился уже во время первого прослушивания, и я уверена, что зрители полюбят этот спектакль, тем более что создан он по мотивам книги значимого для Крыма писателя Александра Грина.
Эскиз главного художника театра Златы Цирценс к спектаклю "Алые паруса". Фото: muzteatr.net
— Вы исполняете произведения таких известных авторов, как Ким Брейтбург и Александр Журбин. Это — востребованные и дорогие композиторы. Как театру удается приобретать право на исполнение их работ?
— Сначала известные авторы смотрели на нас с некоторой опаской: можно ли доверить свой материал театру, который работает в регионе, где нет даже консерватории. Но когда увидели, что мы действительно стараемся, нам поверили. Ким Брейтбург остался доволен премьерой мюзикла "Дубровский", и поэтому предложил нам поставить еще один мюзикл — "Мост над рекой". Александр Журбин предложил нам весь портфель своих сочинений. В мае 2016 года у нас была премьера его рок-оперы "Орфей и Эвридика". Мы давно на нее посматривали, но за неимением исполнителя главой партии Орфея не могли брать в работу этот спектакль. И тут у нас появился новый актер — Шамхал Хачатурян, который спел ее на очень достойном уровне. Естественно, за партитуры приходится платить, но поскольку авторы понимают наши финансовые возможности, это совсем небольшая оплата, не сравнимая с теми суммами, какие в этом случае платят за рубежом.
Шамхал Хачатурян в спектакле "Орфей и Эвридика". Фото: muzteatr.net
"Человек счастлив, когда занимается любимым делом"
— Эльмира Феизовна, женщина-дирижер в нашей стране — это действительно очень редкий случай?
— Раньше я была одна девушка-дирижер в Крыму. Остальные дирижеры были мужчины. Относительно недавно, примерно год назад в оркестре Крымской государственной филармонии стала работать вторым дирижером Яна Анненкова. За границей в последнее время стало даже модно, когда девушка стоит за дирижерским пультом. Но в России и Украине пока к этому относятся с опаской. К мужчинам привыкли — они строгие, в костюмах, фраках. А женщина совсем по-другому воспринимается. И, наверное, оркестранты первое время не могли перестроиться. Но сейчас все привыкли. Недавно мне рассказали работники билетной кассы, что люди иногда специально спрашивают билеты на спектакль, где "девушка рыженькая дирижирует". Приходится отвечать, "У нас она одна пока, так что везде будет".
— Ваш стиль работы отличается от "мужского"?
— Я эмоциональный человек, но считаю, что добиваться от людей результата только кнутом невозможно, тем более в музыке. Нельзя наорать на музыканта, чтобы он сыграл красиво — это мое мнение.
На концерте "Нескучная опера" в Музыкальном театре Республики Крым. Фото: muzteatr.net
— Как вы стали главным дирижером Музыкального театра?
— Я закончила хоровое отделение Донецкой государственной консерватории, сначала работала в нашем театре главным хормейстером, разучивала с солистами и хором вокальные партии, которые затем дирижер соединял с оркестром. А потом мне предложили и оркестром руководить. Работа насколько тяжелая — настолько и интересная. Когда я впервые встала за пульт, и музыканты сыграли первый аккорд, когда почувствовала, как после моего взмаха руки все зазвучало — это были совершенно нереальные ощущения. Мне показалось, что сейчас захочется убежать, но не захотелось, наоборот — возникло желание возвращаться к этим интересным ощущениям вновь и вновь.
— Работа сильно затягивает?
— В оркестровой яме находится 40 человек, на сцене иногда до 100. И все это надо держать. Не дай Бог пропустил реплику, после которой начинается музыкальный номер — и в секунду все валится. А спектакль продолжается 2 — 3 часа. Это очень большое напряжение, серьезная нагрузка, и психологическая, и физическая. Но сейчас мне кажется, что я заболею, если оставлю оркестр. Бывают выходные дни или постановки, где оркестр не задействован — и я чувствую, что этот день как-то не так прошел, не хватает чего-то.
— Вы неоднократно признавались, что считаете себя успешным и счастливым человеком. Как достичь такого состояния? Каких принципов придерживаться?
— Человек счастлив, когда занимается любимым делом. Тогда и настроение всегда есть, и время совсем по другому пролетает. Просыпаешься утром и радуешься предстоящему дню. Многие люди впадают в депрессивное состояние, потому что занимаются не своим делом. Приходят на работу — и думают: "Скорей бы выходной". А артисты иногда даже с температурой под сорок, когда кажется, что невозможно сыграть роль, забывают о своем состоянии, как только выходят на сцену. Поэтому я хочу пожелать читателям, чтобы каждый нашел свое именно свое дело, и, конечно, своего человека, ведь когда в личной жизни что-то не строится — это и на работе сказывается. У каждого в жизни бывает немало тяжелых моментов, как будто бросили тебя в середину моря, и приходится как Мюнгхаузен самого себя вытаскивать. И здесь надо понимать, что если человек сам себя правильно не настроит — никто ему не поможет. Преподаватель не сможет ничему научить студента, если тот сам не будет заниматься. Поэтому я всегда стремлюсь излучать оптимизм — иначе я бы не стала дирижером.
- За культурными событиями Крыма и Севастополя следите в нашей "Афише".