В последний раз здание караимской кенассы в Симферополе ремонтировалось в еще в прошлом веке. Теперь к нему даже подходить опасно: на крыше прогнившие доски, орнамент на стенах почти рассыпается, а на самой территории - мусор и грязь. Если не начать спасать здание культуры крымских караимов, то они и вовсе могут его лишиться.
Симферопольская кенасса была построена в 1891-1896 годах в центральной части города на улице Караимской. Стиль здания довольно необычный: в нем сочетаются мавританский, византийский и готический стили. Во времена советской власти кенассу ликвидировали, а спустя некоторое время она была перестроена, вследствие чего был полностью нарушен стиль сооружения. Во время немецко-фашистской оккупации Симферополя в здании кенассы находился немецкий штаб. После этого здание кенассы служило офисом для государственной телерадиовещательной компании "Крым", которая располагалась там до 1996 года. Долгое время караимы боролись за возвращение кенассы под их руководство, это было осуществлено уже после возвращения Крыма в Россию в 2014 году.
Противоаварийные работы
В прошлом году в конце ноября начались противоаварийные работы на объекте. По словам главы Симферопольской караимской общины "Чолпан" Дмитрия Полканова, они очень рады качеству проведения работ. Также он рассказал, что, по его данным, работы будут проводиться в несколько этапов:
- Первый будет включать в себя противоаварийные работы, второй — проект приспособления, третий — реконструкция фасадной части здания.
По данным "Российской Газеты", в федеральном бюджете предусмотрено более 115 миллионов рублей для реконструкции кенассы.
Как сообщает Госкомитет по охране культурного наследия, проведением работ занимается корпорация "АттаГрупп". Сроки проведения работ обозначены до 31 декабря 2017 года.
В их перечень входит разработка научно-проектной документации и выполнение первоочередных противоаварийных работ. К сожалению, с проектной документацией ознакомиться не предоставляется возможным.
Но нам удалось побывать в Караимской кеннасе и узнать, какие работы сейчас там ведутся.
- Мы укрепляем стены, обязательно настраиваем водоотвод, ведь сырость является одной из проблем здания. Также в процессе противоаварийных работ будет заменена кровля и укреплен фундамент, - рассказал один из рабочих на объекте.
По информации Госкомитета, в рамках федерально-целевой программы на разработку научно-проектной документации, в том числе в целях проведения первоочередных противоаварийных работ на объекте культурного наследия, до конца 2017 года предусмотрено 30 460 тысяч рублей.
Также известно, что компания "Кирамет" занимается составлением проектом как и противоаварийных работ, так и будущей реконструкции кенассы. Директор Юлия Иванишкина, рассказала о том, что уже через месяц будет готов проект реконструкции Караимской кенассы.
Кому карты в руки
Председатель симферопольской религиозной организации "Чолпан" Дмитрий Полканов рассказал о том, что караимы высказали свои пожелания в письме председателю Госкомитета по охране культурного наследия Сергею Ефимову. В нем община рассказала о своем желании разместить на первом этаже кенассы музей, архив и библиотеку, читальный зал, книгохранилище и экспозиционный зал. А второй этаж использовать для молитвы с балконом для женщин и залом для мужчин и алтарем.
В свою очередь, "Караимская религиозная община города Симферополя" настаивает на том, чтобы кенасса была только религиозным центром. Ее руководитель Вячеслав Ельяшевич рассказал о том, что этого же мнения придерживаются Духовное управление караимов Республики Крым и Союз общественных организаций караимов Республики Крым:
- Благодаря Федеральной целевой программе сейчас появилась возможность вернуть караимской кенассе в Симферополе первозданный вид. Кенаса должна быть только храмом. Если мнение общины «Чолпан» возобладает, и внутри здание будет разделено на два этажа, то исторический момент будет упущен, и, возможно, мы больше никогда не увидим наш храм в том виде, как он был построен, - говорит Ельяшевич.
Но пользователем кенассы является община "Чолпан", поэтому, возможно, двум сторонам будет довольно трудно придти к обоюдному решению.
Фото: Александра Коршунова