Уличный художник Александр WOSK: "Властям никогда не победить граффити"

11.02.2016, 11:34 , Служба новостей

В рамках рубрики "Наши люди" мы встретились с основоположником старейшей в Крыму группировки уличных художников или, как правильно говорить, райтеров, "LEDS family". Представился он как Саша WOSK, отказавшись назвать фамилию и раскрыть подробности их не совсем законного увлечения. Зато рассказал о том, как сам пришел в граффити, что отличает его от стрит-арта, зачем вообще люди расписывают стены, чем они зарабатывают себе на жизнь и как избегают встреч с полицией.

– Как ты пришел в граффити?

– Началось у меня довольно банально. Я познакомился с брейк-дансом и влился в хип-хоп культуру. Мы с другом пытались писать рэп, носили широкие штаны и хотели развиваться во всех направлениях этой субкультуры.

И вот однажды друг пришел ко мне домой и предложил выйти во двор, чтобы порисовать на стенах. Мы взяли банку краски, кисточки и вооружились свечкой, потому, что была уже ночь. Тогда на трансформаторной будке мы написали слово Life. Оно, кстати, до сих пор там виднеется.

С того момента все и закрутилось. Рисовали мы нечасто, поскольку не было денег на краску. Да и о самой культуре знали мало.

– Как отнеслись близкие к твоему увлечению?

– Очень негативно. Они сперва думали, что это пройдет, но этого не происходило. Я подрос, поступил в художественное училище и стал получать стипендию. Все деньги тратил на краску и меня это затягивало еще больше.

– Что для тебя сегодня граффити?

– Исключительно хобби. Все, что я хотел доказать на крымском уровне – я доказал. Сегодня я работаю и мне не нужны проблемы ни с полицией, ни с кем-то еще. Теперь для меня граффити – как домино для стариков или пиво под подъездом.

– А если вспомнить, как это все начиналось?

– Нам не было и 15 лет. В то время отсутствовал доступ к Интернету, и это был одновременно как плюс, так и минус. Мы созванивались по домашним телефонам и собирались в банды по 15-20 человек, просто "убивали" стены. Тогда доказать свое право на существование можно было, рисуя лишь в самых экстремальных местах. Но и не отпадал вопрос, что ты рисуешь. Это давало развитие нашему стилю.

Уже с появлением Интернета стало проще: теперь люди больше знают о культуре, видят, что делают другие. Да и рисовать на центральных проспектах уже нет надобности. Ты можешь закрасить стену в легальном месте и выложить фото в сеть. И тебя все равно узнают и оценят.

– А в чем разница "легальных" и нелегальных мест?

– В экстриме. Есть стены, например, в гаражно-строительных кооперативах, где даже их хозяева не против твоих рисунков. Приходи и спокойно "вали" на стене. Но уважающий себя райтер не станет этого делать.

– В каких самых экстремальных местах ты рисовал?

– Я не могу говорить об этом открыто, ведь каждый раз мы преступали закон. Поверьте, что спустя многие годы полиция не спускает с нас глаз, и я не хотел бы подставляться. Но скажу, что я закрашивал центральные проспекты города.

Это довольно сложно. Ты делаешь линию и потом стоишь по пять минут, ожидая, пока проедут машины и пройдут люди. Прячешься за углом от патрулей. Нервное занятие. Но в этом и смысл.

Про поезда и электрички говорить не буду. Это отдельная тема, там другие правила. Как в рисунках, так и в отношении с властью...

Но могу рассказать один курьезный, точнее, интимный случай. Мы с приятелем однажды рисовали на одной из стен в центре города. В этот момент к нам подошло двое мужиков и попросились постоять рядом. Ну, мы против не были... А потом оказалось, что это были два сутенера, чьих проституток оформляли за углом милиционеры (смеется). Они еще даже похвалили наш рисунок.

– Как выйти из ситуации, если ты попался?

– По большому счету – никак. С ментами вопрос простой: убежал или нет. Можно и договориться, но это редко удается. Ну а так приходилось и от охранников отбиваться, и от местных жителей. Сегодня мне этого не хочется. Да и штрафы в России куда больше, чем раньше.

– За те годы, что рисуешь, у тебя появился свой стиль?

– Появился, но это, скорее, почерк. Когда я начинал, в приоритете у меня были такие направления граффити, как олдскул и вайлд стайл. Я понял эти направления и продолжаю в них работать. Они очень динамичны и имеют характерные острые черты рисунков. Мне это нравится.

– Можно ли сравнить граффити и стрит-арт?

– К стрит-арту райтеры не имеют отношения. В нем есть элементы искусства, попытка провести диалог с обществом. Да и сам по себе стрит-арт понятен для окружающих. Когда я рисую граффити – я не выражаю протест и ничего не хочу сказать людям. Я валю потому, что просто валю.

Например, мне нравится какое-то место или стена в городе. Но я же там кровать не поставлю и жить там не буду. Поэтому я просто зарисовываю этот участок и делаю это место своим.

Конечно, в граффити есть такие художественные понятия, как цветоведение и композиция. Но это, скорее, субкультура, которая косвенно относится к искусству.

Я полагаю, что это прототип тех самых наскальных рисунков мамонтов и охотников. Такой себе способ заявить о себе.

– У тебя есть образование?

– Да я имею академическое образование дизайнера. Сегодня работаю в сфере кузнечного дела. Так что с рисунками я связан постоянно.

Но многим отсутствие образования не мешает делать классные работы. Можно тысячу раз рисовать ровные линии на бумаге и ни разу не суметь провести ее краской по стене. Тут решает техника, а ей предшествует опыт.

– Как еще можно проявить себя райтеру?

– Можно реализоваться в галерейном искусстве, рисовании принтов для одежды, скетчей для стикербуков или даже заняться оформлением помещений. Есть такие люди и в Крыму, и у них получается на этом заработать.

Лично мне это не по душе. Я лишь однажды принимал участие в создании принта для одежды. И то он был посвящен нашей команде "LEDS family". Ей уже 9 лет, и многие участники не имеют отношения к граффити. Мы просто большая дружная компания.

– Как изменилась крымская сцена граффити за последнее время?

– Раньше у меня было гиблое отношение к крымской граффити культуре. Но сегодня оно сильно поменялось. Я поездил по большим и богатым городам, сравнил, что рисуют у них и что у нас. Скажу так: Симферополь – это маленький Бронкс. Здесь очень много энтузиастов, которые продвигают культуру граффити. Замечу еще то, что в последнее время стало меньше новичков, которые просто приходят в это движение, тупо портят стены и прекращают этим заниматься. Например в 2008 году Симферополь был просто убит непонятными рисунками. Выглядело все жутко.

– Властям когда-то удастся направить вас в нужное русло?

– Нет. Графити не победить. Можно сделать легальный фестиваль для молодежи, привезти туда спонсоров и раздать участникам краску. Но тут есть некоторые моменты. Во-первых, многие в этой краске не нуждаются. Во-вторых, мало кто захочет рисовать ,где ему скажут, и то, что ему скажут.

К тому же, после того, как будут раскрашены нужные властям места и дома, вся эта компания художников выйдет на улицы и просто зальет краской весь город.

Набережная будет раскрашена, но город будет "убит" окончательно.

Беседовал Никита ПОЛЬКО.