Анкара запретила заходить в свои порты судам, которые транспортирующим турецкие товары в Крым, еще две недели назад. Однако новость эта стала резонансной только 11 марта, на следующий день после вполне дружественных переговоров Реджепа Эрдогана и Владимира Путина в Москве. Причины происходящего пока неясны. Но ощутимых последствий этот демарш для крымчан скорей всего не вызовет.
Проблемы Эрдогана
Экс-глава Роспотребнадзора и один из самых опытных российских экспертов в области торговых войн Геннадий Онищенко считает, что Реджеп Эрдоган просто не контролирует ситуацию в стране. По мнению политика, все происходящее является провокацией оппонентов Эрдогана внутри Турции, поддержанных Евросоюзом.
Фото: wikimedia.org
— Турецкий лидер неоднократно доказал, что не контролирует ситуацию в своей стране — ярчайшим примером стало то, что о готовящемся перевороте прошлым летом его предупредили российские спецслужбы. Ситуация в Турции напоминает молдавскую, где глава государства вынужден бороться с собственным окружением и политическими противниками во власти. Кроме того, не обходится без давления Евросоюза, который крайне недоволен улучшением отношений Анкары и Москвы, — заявил парламентарий агентству "Экономика сегодня".
Хозяйственный спор
Член Совета федерации от Крыма Ольга Ковтиди, напротив, не видит никаких политических причин происходящего. Запрет на торговлю с Крымом сенатор объясняет исключительно "хозяйственными спорами".
Фото: wikimedia.org
— Паромное сообщение началось по инициативе турецкой стороны для того, чтобы найти дополнительный рынок сбыта, — отметила Ковтиди в интервью радиостанции "Говорит Москва". — Поэтому рассматривать в данном случае взаимоотношения двух хозяйствующих субъектов в политической плоскости не следует, это неправильно.
С Ковтиди согласен и другой крымский представитель в верхней палате российского парламента Сергей Цеков.
Фото: wikimedia.org
— Не исключаю, что тут могут быть причины правового или технического характера, — сказал политик корреспонденту "Федерального агентства новостей". — В то же время политические моменты вызывают большие сомнения — с учетом того процесса налаживания двусторонних отношений, которые мы в эти дни наблюдаем. Можно даже назвать этот процесс прорывным. Вчера, например, встречались два президента. Фактически все, что было отменено после известного инцидента с Су-24, восстановлено, старые обиды забыты. При этом не исключаю, что Турция желает сохранить определенные хорошие отношения с Украиной и какие-то шаги Анкара делает для этого. Если поведение Турции носит такой принципиальный характер, то, возможно, их позиция согласована с нашей стороной. На фоне процесса улучшения отношений их действия не носят выраженный демонстрационный характер.
Крымчанам беспокоиться не о чем
При этом, все парламентарии, которые комментировали сегодня турецкий демарш, единодушны во мнении, что ущерба крымской экономике он не причинит.
— Для Крыма отсутствие паромного сообщения также трагедией не станет, — отметил Онищенко – полуостров активно интегрируется в российскую систему поставок и торговли. Когда он входил в состав Украины, то был важным центром поставок товаров для обеих сторон. После воссоединения с РФ надобность в этом отпала, появились совсем другие альтернативные пути снабжения.
— В Крыму ситуация стабильная, ровная, никаких проблем с продуктами питания на территории республики нет, поэтому это рабочая ситуация двух хозяйствующих субъектов, — считает Ковтиди.
— С точки зрения экономических реалий, народ в Крыму вообще не ощущает никакого дефицита, — убежден Цеков. — Продукты в наличии, промышленные товары тоже. Турция ведь не производит каких-то товаров, которые носят эксклюзивный характер. Это не сыры из Европы, не хамон. Не считать же эксклюзивом рахат-лукум. Сейчас идет великий пост, он считается постным блюдом. В магазинах его полно и без Турции. На полуострове только небольшая прослойка людей испытывает особое желание приобретать и поедать турецкие продукты.