Туризм для жителей Алушты — один из главных видов деятельности и источников дохода. Выделиться среди десятков предложений отелей и частных секторов — непросто, но некоторые владельцы находят интересные решения. НАША обнаружила красивый отель "Летучая мышь" в Алуште и поговорила с его хозяйкой Ольгой Евтушенко о том, как и зачем создавалась атмосфера отеля, почему способы продвижения "украинского периода" больше не работают, и к чему может привести традиция ставить красный флаг на вершину горы на 9 мая.
Фото из личного архива Ольги Евтушенко
Первые экскурсии и семейный бизнес
Наша семья переехала в Алушту в 1967 году из Луганска, когда мне было 3 месяца. Отца перевели по работе. Сначала он руководил Алуштинской курортной поликлиникой, потом был первым председателем Алуштинского территориального совета. Мама тоже врач.
В студенческие годы я попала на работу экскурсоводом. Мне очень понравилось, и я не представляла лучшей работы. Поэтому летом я работала в Алуштинском бюро путешествий экскурсий. До распада Союза это была одна из самых процветающих организаций города, где собралась элита общества. В конце 80-х годов я пришла в клуб спортивной спелеологии "Чатыр-Даг", где познакомилась с мужем Русланом. (Спелеология — наука, которая изучает пещеры; спортивная спелеология — посещение пещер со спортивной или познавательной целью — прим. автора).
Фото из личного архива Ольги Евтушенко
В 1999 году я стала предпринимателем. Продавала экскурсионные билеты на "точке". У меня хорошо получалось, но было тяжело. В 2005 году мы начали строить отель. Назвали его "Летучая мышь", так как многие члены семьи увлекаются спелелогией. У нас семейное предприятие: я, муж, сестра, племянник, мама, дочка. Мы любим друг друга, поэтому живем и работаем вместе.
Нас не учили быть предпринимателями, поэтому сначала мало что было понятно. Когда построили первый этаж, территория была не особо благоустроенной. У нас не было дизайнера или особого плана. Обустраивали постепенно — творческий процесс идет все время. Это как рисовать лошадь с хвоста. Так у нас и получилось.
Фото из личного архива Ольги Евтушенко
Строили по этажу в год. Сейчас в отеле 4 этажа и 15 номеров — это 30 основных мест и по два дополнительных в каждом номере. Помню, когда строили второй этаж, нам некачественно сделали крышу. Пошел дождь, все потолки были в пузырях. Я целями днями прокалывала их иголкой. Потом снова пошел дождь. Плакала тогда страшно. В начале предпринимательской деятельности я много плакала. Сейчас уже не плачу.
После референдума: новая концепция для россиян
После референдума многое изменилось. Лето 2014 года было грустным. Селили по любым ценам, чтобы хоть что-то заработать. Трудно было разобраться с законодательством и с тем, по какой системе работать. Большая часть клиентов осталась в Украине. Чтобы найти новых, я обратилась в компанию, которая занимается продвижением отелей. Куратор давал нам задания: определить, кто наши гости и какие преимущества у отеля, подготовить фото и тексты для сайта, составить комплексные туры с проживанием, питанием, экскурсиями и развлечениями. Мы успешно запустили три тура. Был еще патриотический тур для школьников, мы обзвонили огромное количество школ, но никого не привлекли.
Мы настроились на россиян, поэтому концепция отеля изменилась. Включили в стоимость проживания завтрак или завтрак и ужин, а от девяти дней – трансфер от аэропорта и экскурсию. Уютную территорию мы создаем и для своего удовольствия, и потому, что она привлекает людей. Им нравится, и это дает силы работать.
Фигурки для украшения покупаю где попало: в супермаркетах, на рынках, что-то дарят. Кое-что привезла из Египта. У нас есть рыбки коя из алуштинского аквариума, которых мужу подарил друг. Я люблю камни и приношу их из походов, чтобы украсить территорию. Были на Фиоленте на Яшмовом пляже, так не смогла удержаться и нагребла целую сумку.
Фото из личного архива Ольги Евтушенко
В 2015 году лето было хорошим. Люди ехали специально, чтобы поддержать Крым. Но у многих, кто сдавал жилье, дела шли плохо. Дешевое жилье теперь маловостребованно, потому что россияне не приезжают с тремя копейками, как украинцы. Они привыкли к комфорту. Сейчас нужно осваивать новые технологии, а в Алуште мало кто работает с интернетом. Мы заказали новый сайт, стали размещать информацию об отеле на сайтах бронирования, на досках объявлений и в социальных сетях. У нас есть странички на "Facebook", "ВКонтакте", "Одноклассниках" и "Google +". Запускали контекстную рекламу в "Яндекс Директ". В том году в январе у нас уже почти все забронировали на лето.
К нам приезжают люди среднего достатка старше 40 лет и влюбленные пары. В межсезонье бывают экскурсионные и спортивные группы школьников.
Цены на проживание повысились примерно вдвое, по сравнению с украинским периодом. Стоимость коммунальных услуг, зарплаты выросли тоже. Сейчас стандартный номер с завтраком стоит 2200 рублей на двоих. Цена для крымчан без завтрака — 1200 рублей, для алуштинцев — 1000 рублей. Летом скидки действуют при наличии свободных мест.
Фото из личного архива Ольги Евтушенко
Перспективы развития: "В Крыму все будет только улучшаться"
При Украине россиян и других туристов становилось меньше с каждым годом. Наверное, если бы не переход, здесь была бы уже разруха. Сейчас перед нами открываются перспективы развития. Для себя я их вижу в новых маршрутах и экскурсиях. Россияне интересуются историей России, особенно семьи Романовых, "местами силы".
Мы сами каждые выходные ходим с друзьями в походы. У меня это единственный выходной в неделю. И попробуй пропусти – ребята-то требуют. Мы общаемся, исследуем тропы. С 2005 года участвуем в водружении красного флага на Демерджи на День Победы. Эта традиция была у алуштинских комсомольцев в советское время. Ветераны комсомола решили возобновить ее и позвонили мне, чтобы найти человека. Муж согласился. С того времени он, врач Евгений Остроушко, его жена и ветеран комсомола Демидов каждый год водружают флаг на самую высокую точку Демерджи — гору Аленга. Муж забирается на триангулятор — металлическую треугольную конструкцию, которая обозначает вершину — и закрепляет 15-метровый флаг над пропастью.
Фото из личного архива Ольги Евтушенко
В этом году случился казус. Демидов — мужчина в возрасте, поэтому ему говорили, чтобы не лез на триангулятор. Но он не послушал. Так он оттуда упал. Летел прямо в пропасть, но муж моей помощницы поймал его. Он держал его мертвой хваткой, пока остальные не подоспели. Даже ногти посинели.