Ситуация с бездомными животными в Севастополе стоит достаточно остро. На государственном уровне "общежития" для бродяг пока нет. И если кошки, даже голодные, не могут причинить горожанам физического вреда, то озлобленная взрослая собака, особенно ставшая мамой, может нанести значительные травмы человеку.
Волонтеры "усыновляют", а Фонд "усыпляет"
На этой неделе в редакции НАШЕЙ раздался звонок. Обеспокоенный "собачьей судьбой" читатель звонил с приглашением посетить щенячий приют на Сапун-Горе. Севастополец Альберт Грюнер не на шутку обеспокоен. По пути в приют волонтер рассказал, что бродячих собак в Севастополе, даже самых маленьких, жестоко истребляют. Причем не садисты и бомжи, а сам Фонд помощи бездомным животным. По словам Альберта, в этой организации процедуру эвтаназии проводят здоровым собакам безосновательно. А щенков для экономии дорогостоящего препарата даже топят. Альберт считает, что каждой псине можно найти хозяина, чем он и занимается уже продолжительное время. Про фонд же отзывается очень резко.
- Убийцы они! Так и напишите! – эмоционально заявил НАШЕЙ Альберт.
Приют на личные средства
В частном приюте нас встретили менее категоричные хозяева. Понятно, что идея эвтаназии здорового пса изначально претит им. Поэтому усилиями волонтеров родился как альтернатива этот проект.
Приют на Сапун-горе довольно молодой, ему всего шесть месяцев. Принадлежит он Яне Васич. Именно на ее участке сейчас расположились бездомные щенки. В команде у Яны еще 15 активистов-волонтеров, помогающих работе приюта.
Все основные расходы на содержание, лечение, стерилизацию и обустройство собак сейчас лежат на плечах Яны.
- К сожалению, у властей нет понимания этой проблемы. У нас нет спонсоров, все своими силами. У нас есть желание, но нет возможности помочь большему количеству собак, - сетует Яна Васич.
Сейчас в приюте ждут своих новых хозяев 20 замечательных щенков, еще 20 находятся на передержке дома у волонтеров команды Яны. Всего за полгода в приют попало 86 бездомных малышей. 46 из них нашли новый дом.
- Все началось зимой, когда мы подобрали у дороги выброшенную мамку с щенятами, - рассказывает Яна.
В планах волонтеров в ближайшем будущем зарегистрировать общественную организацию и выйти на более высокий уровень работы. Планируют сотрудничать с коллегами из Польши и Германии, с которыми уже налажен контакт.
- Мы стараемся, чтобы все было по-человечески, и боремся за каждую жизнь! Самые счастливые моменты – когда пристраиваем щенка в добрые руки, - делится с НАШЕЙ волонтер приюта Кристина Поветкина.
Гуманная эвтаназия
Конечно, редакция НАШЕЙ не могла обойти стороной при написании этого материала севастопольский Фонд помощи бездомным животным. Как оказалось, Альберта Грюнера и его позицию поддерживают многие севастопольцы. С подачи Альберта шквал звонков обрушился на редакцию с обвинениями в адрес Фонда и его председателя Натальи Морозовой. Председатель Фонда приехала в редакцию по первому зову.
- Я адекватный человек, а не "зоошиза". В таких сложных обстоятельствах (прим. ред.- большое количество бездомных собак) мы не можем допустить еще большего размножения. Мы боремся прежде всего за безопасность человека, - комментирует Наталья Морозова.
Наталья подтвердила, что эвтаназия щенков действительно имеет место быть. Но это делается именно в гуманных целях. А убийством считает оставлять животных на произвол судьбы, где их до смерти мучают живодеры и употребляют в пищу бомжи. Это происходит прежде всего со щенками, которые не могут дать отпор человеку. Наталья также усомнилась в том, что подобранные щенки, которых берут на передержку, попадут потом в действительно добрые руки.
- Где гарантия, что их не посадят на короткую цепь с кашей на воде? Такие собаки мучительно умирают больными. И это гуманность? Нужно смотреть на эту проблему объективно, а не с одной стороны, - говорит председатель Фонда.
Кроме того, Наталья рекомендует тем, кто собирается завести собаку или другое животное, получить предварительные знания по уходу, питанию и здоровью будущего питомца. Это можно сделать как самостоятельно, так и с помощью специалиста.
На сегодняшний день в Севастополе негде размещать бездомных собак, не на что их стерилизовать, лечить и кормить. Маленькие благородные приюты, как на Сапун-Горе, не могут справиться с "потоком". Однозначно, что это проблема государственного уровня, требующая безотлагательного решения.
Строительство приюта планируют
Городской приют в Севастополе планируется, но когда – правительство не уточняет.
– Бюджетом Севастополя на 2017 год создание такого учреждения не предусмотрено. Возможность создания будет рассмотрена при формировании бюджета на 2018 год, – рассказали в департаменте городского хозяйства.
Официальных комментариев относительно эвтаназии севастопольских щенков редакция НАШЕЙ пока не получила ни от правительства города, ни от правоохранительных органов. По нашим данным, уголовное дело не заведено, но разбирательство ведется.
НАША справка: по украинскому законодательству усыплять можно было только новорожденный приплод, то есть однодневный. Сейчас в России еще нет закона относительно эвтаназии. Есть ст.245 УК РФ "жестокое обращение с животными", однако об усыплении бродячих животных в ней ни слова не сказано.
"Европейское отношение" к эвтаназии собак
Европейская конвенция по защите домашних животных разрешает усыпление здоровых особей (III.12). Тем не менее в трех странах (Германия, Греция, Италия) здоровых неагрессивных собак после поимки усыплять запрещено. Если собаке не удалось найти владельца или приют, в Германии и Италии ее берут на государственное содержание, в Греции собаку выпускают обратно. В десяти странах непристроенную собаку усыпляют после определенного периода передержки. Еще в двух собаку усыпляют сразу же. В 18 странах действует программа льготной стерилизации собак для малообеспеченных граждан. В большинстве случаев программы реализуются силами зоозащитных организаций.
Для сравнения, в США собак также усыпляют после передержки. В год усыпляется примерно столько же собак, сколько удается пристроить в приюты. (см. Контроль численности безнадзорных собак и кошек, эвтаназия и льготная стерилизация по странам Европы).
К обвинениям в утоплении щенков Наталья Морозова отнеслась с насмешкой и предложила обращаться с ними в суд. При наличии доказательств, конечно.
Альберт Грюнер же и другие активисты, недовольные политикой Фонда, составляют петицию в министерство юстиции для обличения Натальи и Фонда