Правительство Севастополя начнет работу над идеей, которая предусматривает строительство туннеля под Севастопольской бухтой.
Путин одобрил проект
Губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников на встрече с президентом России Владимиром Путиным сообщил, что в планах развития города есть туннель под бухтой. По предварительным подсчетам, строительство туннеля под Севастопольской бухтой может потребовать около пяти миллиардов рублей.
Дмитрий Овсянников. Источник: dosug.md
- У нас достаточно часто бывает перекрытие рейда, связанное в том числе и с действиями Черноморского флота, и с обезвреживанием снарядов времен Великой Отечественной войны. И на час-три часа перекрывается рейд. И наличие такой инфраструктуры существенно даст импульс развитию города. Этот проект мы сейчас активно обсуждаем, – сказал губернатор города Дмитрий Овсянников на встрече с президентом РФ.
По словам Овсянникова, поскольку геологические изыскания в бухте не проводились, на предпроектные работы потребуется больше года.
Туннель соединит берега Севастополя. Источник: Мастерок.жж.рф
Строительству может помешать ил
Как рассказал ведущий научный сотрудник и руководитель отдела по санитарной гидробиологии Института морских биологических исследований имени А.О. Ковалевского (ИМБИ) Сергей Алемов, постройку туннеля непосредственно под землей осуществить довольно проблематично. Причиной тому является многометровый слой ила, залегающий на севастопольском дне.
Сергей Алемов. Источник:imbr-ras.ru
- Этот ил, который в некоторых местах достигает более десятка метров, содержит в себе множество загрязняющих веществ, и поднимать их нежелательно, - уточнил Сергей Викторович.
Однако, по его словам, сейчас существует множество современных технологий, которые помогут обойти эту опасность.
- Конечно, вмешательство человека в животный мир - это всегда потери, но, например, когда искусственно заселяют мидий - это благоприятно сказывается на экосистеме, - отметил Сергей Алемов.
Риски выявит исследование дна
Замдиректора Морского гидрофизического института РАН Антон Георга-Копулос в свою очередь подтвердил, что ситуацию с токсичным илом можно обойти.
Антон Георга-Копулос. Источник: topre.ru
- Мой коллега прав, в составе ила целый перечень химических соединений, однако, работы по очищению фарватера проводятся и должны проводиться, - заявил Антон Александрович.
По словам ученого, главное, с чего нужно начать работу над этим проектом - это обстоятельное исследование рисков, так как помимо илистого дна, в бухте часто находят "сюрпризы" военных времен.
Опыт туннеля в Босфоре
Заместитель Морского гидрофизического института предполагает, что туннель под Севастопольской бухтой можно построить по принципу метро в Стамбуле.
- Опыт стамбульского метро по дну Босфора показывает, что технологически это возможно с высокой степенью безопасности, так как сейсмологическая ситуация у нас гораздо спокойнее, — отметил ученый. — Однако то, что в Севастопольскую бухту впадает Черная речка — это может создать риски, при которых начнется возникновение процесса застаивания, это может привести к сероводородному заражению Севастопольской бухты.
Впрочем, Антон Георга-Копулос акцентировал внимание на том, что строительство возможно. Главное предварительно провести ряд исследований, а предметно о проекте можно будет говорить, когда станет понятна хотя бы концепция постройки туннеля.
- Нет ничего невозможного. Главное в этом проекте - финансирование, - считает А. Георга-Копулос. - Экономические вопросы вне моей компетенции, однако, для примера, турецкое метро, строительство которого заняло 9 лет в общей сложности, обошлось около 6 миллиардов долларов.
НАША справка. Протяженность между Артиллерийской бухтой и Северной - 1,91 км.
Мировые аналоги
Мировая практика насчитывает пять самых масштабных подводных туннелей.
Мост-туннель в заливе Чезапик. Источник: wtkr.com
Пересекает: залив Чезапик
Длина: два туннеля длиной в 1,6 км
Соединяет: Восточное побережье Вирджинии с Хемптон Роудс, Вирджиния
Построен: 1964
Стоимость: $200 млн. северная часть,$250 млн. южная часть.
С момента открытия туннель пересекли более 100 миллионов транспортных средств. Туннель позволяет сократить 152 км и полтора часа на пути от Норфолка до севера Дэлавера, а также избавляет от необходимости стоять в пробках в дороге.
Туннель Дрогден. Источник: dwgformat.ru
Пересекает: пролив Эресунн
Длина: 4 км
Соединяет: Столицу Дании Копенгаген и шведский город Мамло.
Построен: 2000
Стоимость: 30,1 млрд. датских крон
Каждая труба туннеля состоит из 20 заранее построенных сегментов, самых тяжелых в мире по 55 000 тонн каждая, соединенных на морском дне. Две трубы в туннеле железнодорожные, еще две – автомобильные, пятая труба оставлена для непредвиденных случаев.
Туннель в проливе Ла-Манш, "Чаннел". Источник: lenta.co
Пересекает: Английский канал
Длина: 50.5 км
Соединяет: Довер в Великобритании с Кокелем на севере Франции.
Построен: 1994
Стоимость: $15 млрд. стоимость строительства.
В самой нижней точке он находится на глубине 75 м. В 1996 году туннель был назван Американским обществом гражданских инженеров одним из 7 чудес современного мира.
Туннель Сеикан. Источник: soreiter.ru
Пересекает: Пролив Цугару
Длина: 23,3 км
Соединяет: Японский остров Хонсю и остров Хоккайдо
Построен: 1988
Стоимость: $3,6 млрд.
Он является самым длинным туннелем в мире, хотя Чаннел имеет более длинную подводную секцию. Туннель проходит под проливом Цугару, соединяя остров Хонсю и остров Хоккайдо. Туннель также является самой глубокой железной дорогой в мире.
Туннель Линкольна. Источник: zastropi.narod.ru
Пересекает: реку Гудзон
Длина: 2,4 км
Соединяет: Вихоукен, Нью Джерси и Манхеттен в Нью Йорке
Построен: 1937
Стоимость: $85 млн.
Строительство туннеля началось в марте 1934 года и было закончено 22 декабря 1937 года, проезд стоил 50 центов с машины. Изначально проект предусматривал строительство двух труб туннеля, позже была добавлена третья. Всего в трубах находятся 6 автодорог. За день по туннелю проходит до 120 000 автомобилей, что делает его одним из наиболее загруженных туннелей в мире.