Ныряльщики из Ассоциации подводной деятельности Крыма и Севастополя (АПДКС), считают наиболее перспективными для установки искусственных рифов бухту Омега – для очистки воды, а Голубую бухту, бухту Ласпи и акваторию вокруг мыса Фиолент – для восстановления морской фауны.
Установка искусственных рифов в Черном море – один из широко обсуждаемых проектов сохранения и восстановления морской флоры и фауны. Искусственные рифы призваны создать под водой островки жизни, где в хорошо прогретой воде смогут поселиться морские жители. Тем самым искусственные рифы способствуют очищению воды и сохранению морской живности, не говоря уже о туристической привлекательности для любителей подводного плавания.
Подводные "деревья"
Установка искусственных рифов в Черном море проводится силами энтузиастов с 2004 года. Во время ежегодного фестиваля «Искусственные рифы», их установка проводилась в Ялте, Коктебеле и Черноморском.
На сегодня разрешена установка искусственных рифов только из экологически чистых материалов – бетона, стеклопластика, керамики.
– Недавно мы открыли для себя технологию экотандр. Из этого материала можно создавать прочные, износостойкие конструкции в виде подводных деревьев с большой площадью на которой могут крепиться моллюски. В то же время экотандр достаточно легок для перемещения под воду, – рассказывает председатель фонда «Искусственные рифы» Сергей Федотов.
Фото: vk.com/rybnye
Решением проблемы с габаритами и стоимостью искусственных рифов могло бы стать затопление отработавшей техники. Она достаточно велика и не требует затрат на изготовление. Однако, Водный кодекс РФ прямо запрещает затопление техники.
– Сейчас мы в рабочей группе по сохранению флоры и фауны Черноморско-Азовского бассейна работаем над внесением поправок, которые позволили бы затапливать отслужившую технику, – говорит Сергей Федотов.
Самолеты "летают" под водой
В Крыму уже долгое время ведутся разговоры о создании подводных парков отслужившей боевой техники из кораблей, танков и самолетов. В районе «Артека» Русское географическое общество еще в 2015 году планировало создать искусственный риф затопив вертолет.
– Затопление любой авиатехники несет серьезные опасности. Во-первых, в отличии от кораблей или танков, которые даже морю трудно сдвинуть с места, самолеты и вертолеты буквально «летают» во время штормов. Спустя некоторое время они могут оказаться совсем не в том месте, где их затопили. Во-вторых, затопленная авиатехника способна вызывать алюминиевое отравление довольно большой акватории и ее обитателей, – говорит Сергей Федотов.
Фото: vk.com/rybnye
Все работы по установке искусственных рифов проводятся фридайверами – ныряльщиками без специальных дыхательных аппаратов.
– Если бы мы работали с дыхательными аппаратами, то наша деятельность подпадали бы под понятие «водолазные работы». Водолазные работы требуют соответствующего водолазного обеспечения, а это безумно дорого, – говорит председатель комитета по фридайвингу АПДКС Вячеслав Кулешов.