Утраченный Севастополь и исчезающие реликвии города-героя

27.10.2016, 09:36 , Наталья Астахова

Севастополь – город-герой, город-воин и труженик, южный форпост России, навеки связанный с морем и моряками. Его славное прошлое отражено в многочисленных памятниках – символах побед и исторических событий. В Севастополе всегда бережно относились к исторической памяти, о чем свидетельствуют сохранившиеся древние реликвии: Херсонес, крепость Каламита, башня Чембало и многие другие.

Однако жизнь течет и меняется, и город не может остаться в стороне от этих изменений. Увы, сегодня некогда белокаменный Севастополь теряет свой привычный облик. Исчезли и отдельные памятники и монументы – знаки в честь героев былых времен. НАША отправилась на очередную прогулку по городу в поисках утраченных реликвий.

Минная башня

В 1827 году возле Екатерининской (ныне Ленина) улицы, рядом с церковью Св. Архистратига Михаила была построена Минная башня. Это было четырехъярусное сооружение из инкерманского камня с въездными воротами в Севастопольское Адмиралтейство. Башня была возведена под руководством командира Севастопольского порта контр-адмирала Рожнова. Ему приписывают и авторство проекта. На башне были установлены часы, прямиком из Англии, приобретенные по распоряжению главного командира ЧФ и портов, губернатора Николаева и Севастополя А.С. Грейга.


Минная башня, середина XIX века. Из альбома Симпсона

От башни шла дорога к Минной стенке, где сегодня базируются корабли Черноморского флота.


Минная улица, ведущая к одноименному причалу

В период Обороны Севастополя 1854-55 годов Минная башня сильно пострадала. После того как армия союзников заняла город, по приказу главнокомандующего французской армии маршала Пелисье часы сняли и вывезли во Францию.

К 50-летию Первой обороны Севастополя Минная башня была восстановлена вместе с часами, теперь выписанными не из Англии, а из Петербурга.


Минная башня (слева), начало XX столетия

Великая Отечественная война не пощадила этот своеобразный памятник. В 1946 году, в начале восстановления Севастополя, намечалось ее возрождение. Однако, планы остались только намерениями.

Сейчас на месте башни расположена жилая и административная застройка. Также сохранилось здание храма, где ныне находится Музей Черноморского флота.


Вид с предположительного места нахождения Минной башни на здание Музея Черноморского флота

Памятники периода Крымской войны и первой обороны Севастополя

Наиболее пострадали от неблагодарности потомков памятники периода Крымской войны (1853-56 гг) и первой обороны Севастополя (1854-55 гг). В частности, в течение XX столетия исчезли монументы и некрополи, возведенные в память частей и соединений русской и союзнических армий, сражающихся на крымской земле.

Император Николай II посещает Памятник воинам Камчатского люнета, начало XX века (ныне монумент не сохранился)

Впрочем, справедливости ради, в новейшей истории отдельные утраченные реликвии были восстановлены. Так, вернулись памятники гусарам Киевского полка и русским воинам, участвовавшим в Балаклавском сражении, расположенные в окрестностях Севастополя.


Памятник гусарам Киевского полка, наши дни. Фото из открытых источников


Памятник русским воинам, участвовавшим в Балаклавском сражении, наши дни. Фото из открытых источников

Памятник-беседка "Грибок"

В 1840 году на высоте над Южной бухтой был разбит бульвар, названный Большим, впоследствии ставший Историческим. На юго-восточном мысе бульвара была построена беседка с навесом в виде гриба. Отсюда открывался чудесный вид на Южную бухту и Корабельную сторону.

Как писал в своей книге "Каменная летопись Севастополя" историк Владимир Шавшин, в народе это место носило романтические названия "Мыс свободных размышлений", "Мыс Доброй надежды".

В период первой обороны на мысе была построена батарея, получившая название "Грибок". Ее командиром был мичман М.И. Скаловский. К 50-летию обороны на месте батареи возвели памятник-беседку в виде гриба.


Батарея "Грибок", начало XX века

Во время Великой отечественной войны памятник был разрушен. Сейчас с мыса, где размещалась батарея "Грибок", по-прежнему открываются чудесные виды.


Вид на Остряки с места нахождения батареи "Грибок", наши дни


Вид на Воронцовскую горку , наши дни


Вид на Южную бухту, наши дни

Если сместить перспективу, то на месте нахождения памятника можно найти элементы "благоустройства" батареи в понимании "благодарных" потомков.

Михайловское кладбище

Кладбище располагалось на Северной стороне, на мысе близ Михайловской батареи, от которой получило название. Некрополь появился в ноябре 1854 года во время первой обороны города. Сперва здесь хоронили моряков, как офицерского, так и рядового составов. В частности, здесь были погребены, георгиевский кавалер капитан 2 ранга князь И.В. Ширинский-Шихматов, 7,5 месяцев командовавший артиллерией 5-го бастиона, капитан 1 ранга Н.Ф. Юрковский, получивший смертельное ранение на Малаховом кургане, браться Михаил и Петр Скаловские (Михаил командовал батарей "Грибок").

После Крымской войны некрополь активно использовался. Здесь хоронили морских офицеров из нижних чинов. Ниже мы приводим далеко не полный перечень захоронений, произведенных на Михайловском кладбище.


Репродукция из книги В.Шавшина "Каменная летопись Севастополя"

В июле 1877 года в братской могиле были погребены моряки с парохода "Веста", погибшие в бою с гораздо более мощным турецким броненосным корветом "Фетхи-Булендом".


Репродукция картины А. Боголюбова "Бой парохода "Веста" с турецким броненосцем "Фетхи-Бутленд" в Черном море 11 июля 1877 года"

На некрополе были похоронены 216 из 228 моряков, погибших во время взрыва на линкоре "Императрица Мария".


Место гибели линкора, 1919 год. Фото из открытых источников

В 1912-1920 годах в юго-восточной части Михайловского кладбища хоронили летчиков Качинской военной школы. Старожилы вспоминают, что до Великой Отечественной войны на нем имелось около 20 могил с своеобразными надгробиями в виде деревянных пропеллеров. В частности, на некрополе были похоронены поручик Гартман – военный летчик Севастопольского авиационного отряда, погибший в апреле 1914 года, штабс-капитан Д.Г. Андреади, совершивший один из первых полетов Севастополь-Одесса-Петербург, первый пилот в России из рядовых Д. Семишкуров.

В период Обороны Севастополя 1941-42 годов здесь хоронили защитников крепости.

После войны некрополь стал приходить в запустение и нуждался в реставрации. Однако городские власти приняли радикальное решение – отдать территорию кладбища под жилую застройку. В 80-х годах прошлого века останки погибших моряков и летчиков на Михайловском кладбище были погребены под новым микрорайоном, названным Радиогорка. По данным историка Владимира Шавшина, уцелевшие памятники были перенесены на Братское кладбище – без перезахоронения.


Микрорайон "Радиогорка" и Михайловская батарея, наши дни

Форт А-5

На улице Вакуленчука, практически у самой дороги, спрятан образчик фортификационного зодчества конца XIX-го – начала XX-го веков. Здесь, за торговым центром расположены развалины форта литер А-5.

В 1906 году форт А-5 был официально включен в состав Севастопольской крепости. рассчитан на роту пехоты (250 человек). В плане имел близкую к трапециевидной форму с изломом напольного и горжевого рвов. Оборона рвов была стрелковой. Ее обеспечивали два двойных кофра, на 20 ружейных бойниц каждый. В центре форта находилась одноэтажная казематированная казарма, под которой располагались два резервуара для воды. Все сооружения форта имели стены из местного "крымбальского" известняка и сводчатые перекрытия из неармированного бетона толщиной до 1 метра. Форт был рассчитан на размещение десяти полевых орудий образца 1902 года.


Репродукция из книги В.Шавшина "Каменная летопись Севастополя"

15 ноября 1905 года в недостроенные казармы форта А-5 был доставлен Петр Шмидт, возглавивший вооруженное выступление матросов Черноморского флота, солдат Севастопольского гарнизона, рабочих порта и Морского завода. Кроме того, на территории сооружения расстреливались активные участники революционных выступлений.

Это интересно! Форт нашел отражение не только в революционных событиях того время, но и литературном произведении. Александр Грин (Гриневский) в своем рассказе "Пришел и ушел" так описал сооружение:
"Огромное количество кур, снующих под ногами, наполняло своим клохтаньем все углы форта. Батль насчитал не менее двухсот кур. Стадо толстых свиней преградило ему дорогу у ступеней входа комендантской квартиры. Кроме того, движение по двору затруднялось полотнищами простынь и женских рубашек, развешанных для просушки на веревках, протянутых во всех направлениях".

В период Обороны Севастополя 1941-42 годов в казематах форта размещался командный пункт 1-го гвардейского артдивизиона.

В 1967 году на подходах к сооружению были установлены памятные знаки.


Однако время и человеческий фактор не пощадили форт. Сейчас развалины, в 2007 году расчищенные общественниками и работниками Музея героической обороны Севастополя, вызывают ощущение полного запустения и вопиющего безразличия.

Вместо послесловия

Как бы ни печально было осознавать, но потерянные памятники, скорее всего, утрачены безвозвратно. Однако наследие прошлого сохранять необходимо. Тем более, власти города нередко выступают с призывами беречь историю и традиции Севастополя. Это относится не только к сохранению конкретных памятников, но и в целом к городу.

Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", узнавайте новости первыми и выигрывайте призы!