Корреспондент НАШЕЙ пообщался с Андреем Ушаковым – предводителем Крымского дворянского собрания и руководителем группы компаний "Экспертно-информационной службы Содружества" и родственником адмирала Ушакова. Андрей Ушаков рассказал о том, что делает крымское дворянское собрание, почему до референдума было невозможно работать, как стать дворянином сегодня и что дает человеку знание о корнях.
– Расскажите об истории своей семьи — как она связана с дворянством?
– Часто спрашивают, потомок ли я адмирала Ушакова. Не потомок, а родственник. Наш общий родственник –Андрей Иванович Ушаков, начальник тайной канцелярии Петра I и последующих императоров. Один из моих выдающихся предков – Иван Михайлович Ушаков, командир Черниговского пехотного полка, герой Бородинской битвы. Ему во время сражения отрезали половину ноги и разломали челюсть пополам. У меня хранится квитанция, по которой он заплатил за тележку, на которой его вывезли с поля боя. Во время пожара в Москве тележка была утеряна, и через 2 года ему пришлось за нее заплатить. Он был комендантом Херсона, до войны с Наполеоном – личным адъютантом Кутузова. Женился на княжне Прозоровской. По иронии судьбы до 2014 года я жил в Подмосковье, в районе Кратово, Жуковского, который до революции это был имением князей Прозоровских. Мой родственник Паулин фон Розельшвильц был участником исхода из Севастополя. Он написал очерки о том, как отступала Белая гвардия.
Андрей Иванович Ушаков, начальник тайной канцелярии Петра I
– Что такое Российское дворянское собрание?
– Дворянское собрание – это некоммерческая организация, которая призвана проводить культурно-просветительские, патриотические и воспитательные программы. Так было и сотни лет назад. В современном обществе дворяне почему-то ассоциируются с роскошью, балами. Дворяне не имеют отношения к деньгам: были и бедные, и богатые. Сейчас Российское дворянское собрание (РДС — прим. автора) насчитывает около 10 тысяч членов по всему миру. Есть отделения в Австралии, Америке и других регионах.
– Как вступить в дворянское собрание?
– Есть два способа, которые существовали еще до революции. Первый – восстановить принадлежность к дворянскому сословию через архивы. Это не сложно сделать – сохранились архивы нескольких сотен лет. Второй вариант – получить династическую награду Российского императорского дома, которая позволяет получить статус личного или потомственного дворянина. В современной России награды получили многие люди, которые сделали что-то для укрепления государственности.
– Как вы стали возглавлять Крымское дворянское собрание?
– Когда в 2014 году восстановилась историческая справедливость, ко мне обратилось руководство РДС с просьбой восстановить Дворянское собрание Крыма. В прошлом году меня выбрали предводителем КДС. При Украине КДС формально существовало, но в условиях, как выразился один из членов нашего собрания, "украинской оккупации", было невозможно работать. Российский императорский дом и РДС – неполитические организации, но рассматривают Украину как часть Российской империи. Что очень не нравится украинскому правительству.
– Чем занимается Крымское дворянское собрание?
– Два года мы проводим конференцию с Государственным советом "Культурное наследие Крыма", посвященную реставрации объектов культурного наследия. В мае мы организовали визит главы Российского императорского дома Великой Княгини Марии Владимировны. Это положительно сказалось на признании Крыма российской территорией.
– В 2017 году планируем памятные мероприятия в честь 230-летия со дня визита в Крым императрицы Екатерины Великой. Хотим пригласить европейских и азиатских представителей монархических домов и аристократии.
– Мы считаем, что это долгоиграющий план по признанию западом Крыма территорией России. Если аристократия ездит на мероприятия, связанные с памятными датами в истории Российской империи, то для обычного человека это – ориентир. Мало кто знает, Керчь раньше вошла в состав Российской империи. В 2018 году будет 270-лет, в честь этого также проведем мероприятия.
– Крымское дворянское собрание (КДС – прим. автора) — соучредитель фонда "Культурное наследие Крыма". В следующем году фонд выпускает "Карту гостя Крыма".
– Мы также проводим лекции для старшеклассников про историю Российской империи, дома Романовых.
– Сколько сейчас членов в Крымском дворянском собрании?
– Зарегистрировано около 30 человек. Когда мы зарегистрировались в прошлом году, было 11 человек. Нет смысла брать балласт из людей, которые будут от нашего имени бегать и требовать вернуть свои дореволюционные владения.
Фото: www.nobility.ru
– Что-то уже отреставрировано вами или с вашей подачи?
– Начать реставрировать объекты культурного наследия – целая процедура. Пока согласовываем. В 2015 году на реставрацию выделили бюджетные деньги, однако практически ничего не было сделано. Мы надеемся, что в середине следующего года получится отреставрировать Екатерининские мили.
– Вы проводите лекции для старшеклассников, как по-вашему, как молодежь осведомлена о семейной истории?
– Очень мало – дальше дедушек и бабушек не знают. Однако многие интересуются, но думают, что поиск предков – безнадежное дело Если человек захочет, мы поможем восстановить знания о корнях – это одна из наших миссий.
– Кто и что должен делать, чтобы менять взгляды школьников?
– Кроме нас никто не сделает. На государственном уровне это бесполезно. Надо на своем примере возбуждать интерес у детей, чтобы они самостоятельно этим занимались. Должно быть общение, чтобы зародить искру интереса.
– Как КДС относится к политике?
– Никак. У нас есть четкие взгляды на происходящее в России и мире, но наша позиция – не вмешиваться.
– Что это за люди – современные дворяне? Чем они занимаются, отличаются ли от обычных людей?
– Люди разные. Есть ряд людей, которых я не понимаю. У них знатный род, и они пытаются на этом паразитировать: "У меня в роду такой-то князь или граф , дайте мне чего-нибудь". Требуют вернуть собственность, которую национализировали во время революции. С позиции Крымского дворянского собрания (КДС – прим. автор) – это глупость. У нас нет таких целей.
– Вы с детства знали о выдающихся предках?
– Да. В семье много вещей сохранилось: Галлиполийский крест, подзорная труба со времен Бородинской битвы, документы с 1700-х годов. Когда я был маленький, родственники не афишировали принадлежность к дворянству. В СССР считалось, что это сословие не благонадежное.
– Что дает человеку знание о корнях – меняется взгляд на мир, чувствуется связь со страной?
– Больше чувствуется ответственность перед предками. Долгое время я жил в Европе. Там у многих дома висят родословные. Это важно, когда человек приходит домой, а у него перед глазами огромная картина. Его родственники смотрят внимательно: "Что ты хорошего сделал?". Я считаю, что это способ самодисциплины.
– Если захочется узнать о предках, куда идти – к бабушке, в архивы?
– Начинать надо с ЗАГСов, искать информацию о бабушках и дедушках или о родителях. Там есть записи об их родителях. Я сам ходил по ЗАГСам. У меня ушло года два, чтобы восстановить недостающие документы.
– Потом идете в военные и государственные архивы. Попасть туда можно, написав запрос. Также в Москве в РДС есть департамент, который помогает восстановить информацию о предках.
– Какие внутренние мероприятия проходят в КДС?
– Открытые собрания, конференции, круглые столы. В мае по инициативе Московского и Кубанского дворянского собрания прошел бал в историческом здании Гурзуфского санатория, в котором давали балы до революции.
– На бал нужно было прийти в историческом костюме?
– Я был в обычном костюме, но кто-то был в историческом. Дресс-кода нет. Я думаю, что бал – это вторично. Важнее культурно-просветительские программы.
Фото: www.gurzufskiy.com
Читайте также:
- Фотоателье и "театр иллюзий": пять зданий Симферополя с богатой историей.
- Ксения Симонова создала новую песочную анимацию об истории женского Топловского монатыря.