17 ноября объявили результаты конкурса на лучший проект парка с мемориальным комплексом "Защитникам Севастополя 1941-1942 гг.", который начнут реализовывать в конце 2018 года. Победительницей конкурса концепций стала молодой архитектор Елена Белоус. Ей выплатят приз в размере 450 тысяч рублей. НАША встретилась с Еленой, чтобы узнать о ее видении севастопольской архитектуры.
"Болею за родной город"
Победительнице конкурса на лучший проект самого крупного в Крыму парка 26 лет, она коренная жительница Севастополя. Тут девушка окончила общеобразовательную и художественную школы. Получила высшее образование в симферопольской строительной академии, но вернулась обратно, потому что захотела участвовать в жизни города. Сейчас Елена работает как фрилансер.
Елена Белоус с проектом. Фото из личного архива
- Елена, поздравляем Вас с победой! Расскажите подробнее о проекте будущего парка.
- Я надеюсь, что из моего проекта многое не уйдет. Когда я над ним работала, я постаралась максимально изучить все наработки и идеи, которые были до меня. В основу дальнейшего проекта будут заложены те концепции, которые выбрали лучшими. То есть использовать будут не только мой проект - будут выбирать все самые удачные решения. Хочу сказать, что на эту территорию не только сейчас обратили внимание - ее разрабатывают последние лет 40.
- Если не секрет, уже думали, на что потратите приз?
- Ой, я не знаю... Я пока в таком недоумении. Пока я его не получила - в течение месяца должны выплатить.
- Что, на ваш взгляд, обязательно нужно реализовать?
- Самая большая проблема этой территории - транспорт, она есть давно, ее давно пытаются решить. Я пришла к выводу, что та схема, которую я предложила, наиболее правильная, потому что иначе никак не получится. В проекте предусмотрено решение единой пешеходной связи центра города и Херсонеса. У нас есть огромный ресурс, чтобы сделать единую набережную.
Проект Елены Белоус на открытом конкурсе. Фото: Ангелина Бачурина
- Мы с нетерпением ждем возможности прокатиться на "хрустальном" лифте. А что еще в парке понравится севастопольцам?
- Севастопольцы ждут крупный парк. В будущем парке предусмотрены различные зоны - и прогулочная, и спортивная, и места отдыха, и социально-культурные учреждения - каждый найдет для себя то, что он захочет. Пляжная зона тоже предусмотрена. Парк спроектирован так, что он будет интересен круглый год.
- Был ли у вас опыт разработки таких масштабных проектов?
- Конечно, раньше я принимала участие в разработке разных проектов, но в группе. В таком масштабе это первый опыт - болею за родной город.
- А вам предлагали поучаствовать в проектировании окончательного решения?
- Пока никто никуда не приглашал. В любом случае, очень надеюсь, что проектом будут заниматься местные архитекторы. Минус неместных команд в том, что им сложно быть в теме. Они работают на расстоянии, даже если один раз бегло посмотреть на территорию - невозможно вникнуть в ситуацию. Там сложный рельеф, непростая ситуация с подъездами, военные городки, научные территории.
Главный архитектор города Александр Моложавенко объявляет победителей конкурса.
Фото: Ангелина Бачурина
"Молодых архитекторов воспринимают как рабочую силу"
- Легко ли молодому архитектору найти работу в Севастополе?
- Не все так просто. Я три года после выпуска пыталась хоть как-то пробиться, но получилось "выстрелить" только сейчас. Во-первых, молодых архитекторов воспринимают как рабочую силу, просто садят за чертежную работу. К идеям молодых авторов не относятся серьезно. Даже если меня возьмут в штат, прислушиваться будут к более опытным. Конечно, это разумно. Но молодые, особенно после выпуска, сразу же хотят высказывать свои идеи, и важно к ним прислушиваться, иначе потом пропадает запал. Многие из-за этого теряют интерес и уходят в другие профессии. Либо уезжают. Во-вторых, на крупные проекты проводятся тендеры. В некоторых тендерах обязательным условием является пункт о том, что у претендента должен быть опыт выполнения проекта подобного класса только на территории России. Соответственно украинский опыт не учитывается, и местные фирмы, которые работают в Севастополе, сразу же отсеиваются.
- А как молодому специалисту завоевать доверие заказчика?
- Есть надежда на тех заказчиков, которые верят в молодое поколение - это раз. А второе - надо работать, проявлять себя, без остановки пробовать. Нужно не забывать о том, что любой неудачный опыт - это все еще обучение. Можно еще десять, двадцать, тридцать лет учиться, и этого все равно будет недостаточно. Я считаю, так и надо.
"Цвет фасада не имеет значения"
- Многие под архитектурой понимают форму плитки и цвет фасада. Но ведь это не так?
- К сожалению, нас начали сейчас воспринимать на уровне малых форм, каких-то украшений. Но цвет фасада не имеет такого большого значения, как транспортные и пешеходные связи потому, что это основа. Если у нас не будут продуманы дороги, подъезды, у нас не будет все это работать - неважно, какие дома мы там поставим. У нас очень часто забывают, что вначале нужно решать глобальные вопросы - и это задача архитектора.
Елена Белоус. Фото из личного архива
- Правда ли, что мечта любого архитектора - построить все заново?
- Конечно, архитекторы хотят все построить заново, это проще всего. Но если говорить о моем проекте, то я понимала, что есть территории, в которые нельзя вмешиваться. Но при этом все должно быть гармонично и хорошо увязано. Там, где на эту необходимость закрывают глаза, и все делают с нуля...Мы видим, что из этого выходит. Архитектура предполагает необходимость исходить из того, что уже есть. Есть такой пункт - простота реализации и экономичность, приближенность к реальности. Многие севастопольцы болеют за снос "стекляшек" на мысе Хрустальном, я согласна, что они сильно портят вид - это совершенно не севастопольская архитектура. Но, с другой стороны, нужно реально подходить к вопросу - они есть, и из-за "зажатости" участка их довольно сложно снести.
Севастополю не нужно "как в Зарядье"
- Как думаете, на кого стоит равняться местным архитекторам?
- Я думаю, точно не на Москву - там свои подходы. У всех регионов свой опыт. У нас свой климат, рельеф, поэтому я склоняюсь к тому, что специалисты каждого региона должны работать дома. Да, у нас можно сделать "как в Зарядье", но у нас нет такой нужды. У нас прекрасные морские виды, и свои берега мы знаем лучше. Нужно поддерживать севастопольский исторический стиль застройки. Во времена студенчества я путешествовала по Европе, сейчас по России. Исходя из того, что я увидела, могу сказать, что нам стоит равняться на итальянских архитекторов, они преуспели в террасировании берегов. В Италии к этому подходят очень грамотно, дома располагают так, что у всех открывается вид на море. У нас же все делают наоборот: вдали строят небольшой домик, а прямо на берегу - многоэтажку. Нужно анализировать ситуацию в целом - определять этажность и стиль, иначе каждый рассматривает только свой участок, и остальное его не касается.
Елена Белоус. Фото из личного архива
- А почему Италия так в этом преуспела?
- В Италии другая ситуация во многом потому, что у местных жителей совсем другое отношение к архитектуре и истории. Они поддерживают свои родовые дома в порядке. А у нас настраивают балконы, все залеплено рекламой, устанавливают пластиковые окна.
Парк из мусора?
- Как на счет эко-темы? По всему миру фокус на экологичность очень актуален. Как вы оцениваете Севастополь по этому критерию?
- Никак. У нас это пока не учитывается - строят, как хотят. Но, конечно, есть очень интересные идеи и подходы, которые применяются в других странах мира. Их можно применить и у нас, даже начиная с частных домов. В некоторых регионах формируется подход "зеленой крыши", суть подхода в том, что тот объем травяного покрытия, который нарушается при строительстве, компенсируется таким же объемом на крыше. Недавно приезжали иностранные архитекторы на конференцию в Севастополе, они рассказывали о своем опыте использования горизонтальных и вертикальных зеленых поверхностей. Зачастую их используют в строительстве школ, реабилитационных центров, больниц. Впервые увидела этот подход в Германии, это было что-то невероятное. Но у нас это частично используется лишь в интерьере - этого недостаточно. Но я думаю, к этому придут.
Елена Белоус с коллегами из Союза молодых архитекторов Севастополя на конференции. Фото из личного архива
- Мы привыкли к тому, что проект того же парка - это обязательно десятки миллионов, иногда миллиарды... Но ведь есть примеры, когда облагородить территорию удается силами волонтеров и за абсолютно осязаемые суммы? В чем секрет?
- Тут важен вопрос заинтересованности людей в конкретных проектах. Хочу привести такой пример. На ландшафтную конференцию, о которой я упоминала, приезжал британский архитектор Питер Финк, он рассказывал, что в его практике был случай, когда к нему обратилась целая деревня. При том, что у них не было средств ни на сам проект, ни на его реализацию, у них была огромная проблема - строительный мусор и огромное желание создать в деревне парк. Питер взялся за разработку проекта безвозмездно. Он разработал очень интересный проект, в котором использовали строительный мусор, который не могли утилизировать. Вначале прошла проверка на экологичность этого материала, конечно. Таким образом проект сам себя окупил, то есть подходы можно найти. Главное желание.
- Вступайте в НАШУ группу "Вконтакте" и узнавайте все свежие новости первыми.