Возвращение к истокам: зачем в крымских школах снова появились бумажные дневники?

02.09.2025, 19:10 , Светлана Семиноженко

С началом нового учебного года в начальных классах Крыма произошло возвращение к проверенной временем практике – бумажным дневникам. Это решение вызвало немало вопросов у родителей и общественности, ведь уже несколько лет в школах республики активно используются электронные журналы. Корреспондент Крымского информационного агентства выяснил у заместителя министра образования, науки и молодежи Республики Крым Светланы Беспаловой, какие причины стоят за этим шагом и как теперь будут функционировать бумажные и электронные носители информации об успеваемости.

На протяжении последних трех лет крымские школы успешно применяют электронные дневники. С 2022 года вся информация об успеваемости, включая оценки, стала доступна родителям и ученикам через личные кабинеты. Однако, с 1 января 2025 года доступ к электронному журналу будет возможен исключительно через портал Госуслуг. Это нововведение вызвало определенные трудности, поскольку не у всех родителей есть личные кабинеты для детей, а некоторые сознательно отказываются их заводить. Ситуацию усугубили недавние перебои с мобильным интернетом, которые особенно сильно сказались на возможности младших школьников самостоятельно получать информацию о домашнем задании.

"Мы столкнулись с ситуацией, когда дети начальных классов не могли оперативно узнать домашнее задание из электронного дневника. Им приходилось ждать родителей, и вместо отдыха после школы сразу приступать к урокам. Поступило множество обращений от обеспокоенных родителей, которые были рассмотрены на совете директоров республики. В мае было принято решение о возвращении бумажных дневников в школы. Их основная функция теперь – запись домашнего задания", – пояснила Светлана Беспалова.

Заместитель министра подчеркнула, что покупка бумажного дневника ложится на плечи родителей, а его заполнение – дело добровольное для самого ученика. Для родителей дневник служит удобным инструментом для ознакомления с домашним заданием ребенка. Важно отметить, что учителя не будут проверять бумажные дневники и ставить в них оценки – вся информация об успеваемости по-прежнему будет фиксироваться исключительно в электронном виде.

"Учитель не имеет никакого отношения к бумажному дневнику. Его задача – озвучить домашнее задание или написать его на доске. Если родители считают, что электронного дневника для их ребенка достаточно, то бумажный можно не заводить. Мы лишь предоставляем дополнительную возможность", – уточнила Светлана Беспалова.

По мнению замминистра, бумажный формат дневника также способствует дисциплине ученика, помогая ему лучше ориентироваться в своем расписании. Детям младшего школьного возраста зачастую проще воспринимать информацию на бумаге, чем в электронном виде, где расписание может быть представлено разрозненными элементами. Бумажный дневник же наглядно демонстрирует расписание на всю неделю, что более удобно для восприятия маленькими учениками.

"Визуализация в электронном журнале может быть сложна для детей младшего школьного возраста. Бумажный вариант для них более приемлем, в том числе с точки зрения восприятия расписания. В отличие от электронного формата, где нужно пролистывать дни, бумажный дневник представляет всю информацию с понедельника по пятницу перед глазами ребенка", – отметила Светлана Беспалова.

Система электронного журнала продолжает выполнять свою функцию по фиксации домашнего задания и контролю за его объемом. Система автоматически предупреждает учителей, если задано слишком много заданий, тем самым помогая регулировать учебную нагрузку на учеников.

"Контроль за объемом домашнего задания осуществляется образовательными организациями в рамках внутришкольного контроля, но сама система электронного журнала также выполняет эту функцию. Система подсчитывает нагрузку, и если количество заданий превышает нормируемое время, учителю выводится подсказка красным цветом. Учитель, заполняя свою страницу, не видит информацию от коллег, но система фиксирует общую нагрузку на ребенка по всем предметам", – пояснила Светлана Беспалова.

Она также добавила, что для первоклассников на выполнение домашнего задания отводится не более часа в день, для второклассников – полтора часа, а для старших классов – до двух часов.