Профессия ювелира – одна из самых старых в мире, она существует, наверное, еще с тех времен, когда Бог создал женщину. Ведь прекрасная половина населения не представляет себя без украшений, да не простых, а золотых. На Украине скифские племена носили громадные золотые пекторали, Клеопатра не обходилась без роскошных браслетов, а одежда царицы Пу-Аби и вовсе была одним сплошным ювелирным украшением. На Руси мастеров-ювелиров почитали особенно, ведь они создавали все царские регалии – тяжелые короны: с жемчугом, рубинами, изумрудами и богатым красным бархатом; посохи; медали.
Все начинается с желания
До сегодняшнего дня ювелирное мастерство поднялось на новый пьедестал. Появились модные бренды, фабрики и эксклюзивные магазины. Одной из них является и небольшая мастерская в Ялте. Как на свет рождаются украшения, НАШЕЙ рассказал и показал ювелир – Николай Яковлев.
Ювелир Николай Яковлев
- Все начинается с заказа, человек приносит мне изображение желаемого изделия, а я ему сообщаю о том, за какое время я его выполню и сколько это будет стоить. Но если человек захотел эксклюзивное изделие, наш дизайнер рисует эскиз и сознает 3-D модель в компьютерной программе. Специальный 3-D станок вырезает нужную форму из воска. На этом первый этап работы заканчивается, – отметил Николай Яковлев.
Модель из воска для будущего изделия
Дальше идет второй этап, называется он – литейка. Промодели заливают формомассой (смесь песчано-глинистых и высокоогнеупорных материалов) на основе гипса, чтобы создать формы для литья из серебра и золота, их нагревают в муфельной печи (нагревательное устройство, предназначенное для нагрева разнообразных материалов до определенной температуры) до 1200-1300 градусов. Позже эта форма вытягивается из печи и ставится на тигель (сосуд из огнеупорного материала для плавки металлов). Там уже воск вытапливается и примерно через 3-4 часа, остается форма из металла внутри. Все нужно делать очень быстро и наработанно, чтобы ничего не испортить. Конечно, это будет еще не ювелирное изделие, а лишь промежуточная модель.
Ювелирная "елка". Фото: jportal.ru.
- Есть еще один метод изготовления украшений – ручная работа. В этом случае ювелир сам рисует эскиз и по нему уже вручную все вырезает лобзиком, паяет, соединяет и обрабатывает. Это достаточно трудоемкий процесс, – уточнил ювелир.
Ну, приступим!
На примере кольца бесконечности (кольцо в форме перевернутой восьмерки), Николай нам показал свое мастерство, и посвятил в некое ювелирное таинство, которое было наполнено множеством чудес.
- Я расплавляю расплавляю горелкой лом серебра до необходимого состояния, даю ему немного остыть и опускаю в кислоту, потом в воду с содой и после этого в обычную воду. Это делается для снятия черноты из серебра. Получился небольшой серебряный слиток, но для того, чтобы из него вышло изделие, его необходимо раскатать до определенной ширины. Этот процесс осуществляется на специальном рабочем инструменте, который называется – вальцы. За счет дробильных машин (шестеренок) вращающихся в противоположных направлениях, он обеспечивает захват и обработку материала, проходящего между ними. Таким образом, через несколько прокаток, слиток превращается сначала в квадрат, еще раз обжигается горелкой, а после скатывается в пластину нужного размера (1 мм). Эта пластина станет основой для будущего ювелирного украшения, – комментирует Николай.
Но после того, как ювелир прокатал слиток, его снова нужно обжечь до красна, чтобы метал не трескался и опять стал мягким. Дальше берется ригель (приспособление для выравнивания колец) и кольцемер (для создания размера кольца), отмеряется нужный размер и отрезается лишний кусочек металла. На нем ювелир рисует нужное очертание, в нашем случае – знак бесконечности, после этого перевернутую восьмерку вырезает вырезать. Для этого Николай использовал тоншайшую пилочку. Когда деталь вырезана, ее выравнивают с помощью напильника, сглаживая края и предавая ей объемности.
- Когда деталь будущего кольца уже готова, к ней нужно припаять основную часть кольца. Осуществить это очень просто, вырезается тонкая полосочка, которая вскоре станет той самой основой, после этого, выгибается в круг. Следом к нему припаивается деталь (в нашем случае символ бесконечности). В этот момент кольцо кажется совершенно некрасивым и выглядит достаточно небрежно, но это ведь еще не все, – подметил ювелир.
Шик и блеск
Потом начинается этап шлифовки.
- Есть два типа шлифовки: щадящая и не щадящая. Иногда при литье остаются заметные недочеты (поры, дырочки), их убирают с помощью не щадящей шлифовки, при которой используется алмазная насадка, она снимает сразу очень много серебра. Щадящая существует для придания изделию гладкости, а также для избежания царапания, краями украшения, кожи человека. Ни в коем случае не нужно забывать о полировке внутри, для этого используется насадка из войлока. После подобной процедуры ювелирное изделие уже почти приобретает должный вид, грани начинают ярко блестеть, – рассказал мастер.
Предпоследний этап – это полировка на шлифовальной машине. В ней стоит круг с мягким ворсом, который натирают специальной ювелирной мастикой, что имеет специфический зеленый цвет. Именно она придает изделию невероятного сияния и надолго остается на руках у ювелира. Поэтому если увидели на улице человека с зелеными руками, знайте – это либо пришелец, либо ювелир.
Ювелир шлифует кольцо на специальной машине
- Когда наша блестяшка уже сверкает, ее необходимо прополоскать в ультразвуковой мойке, она убирает все мелкие жировые и механические загрязнения, – подытожил Николай.
Ювелир полоскает кольцо в ультразвуковой мойке
Ну вот и все, наше колечко бесконечности готово! На самом деле – это только часть секретов ювелирного ремесла, остальное пока остается за кулисами...
Кольцо, которое у нас получилось в итоге
Что еще мы увидели в мастерской ювелира
- Станок "Буратино"
- На него надеваются самые простые обручальные кольца, либо кольца без камней, опускается прес и расширяет радиус кольца. Но до того, как его расширить, нужно обжечь металл для размягчения, с помощью грелки. Так кольцо становится на размер больше, – пояснил Николай.
- Станок для раскатки
- Это итальянский аппарат, на нем кольца тоже делают больше, не теряя их ширины.
- Станок для гравировки
- На нем можно подписывать ювелирные изделия. В комплекте идет масса разных насадок, чтобы создать тонкую или толстую линию. Этим же станком можно подписывать тарелки, бутылки и различные стеклянные поверхности. Но такой метод называется поверхностной гравировкой, а есть еще один - ручная. Для этого существует специальный прибор – штихель, я предпочитаю работать им, по старинке, мне так удобнее.
А на самом деле в коллекции ювелира существует огромнейшее количество рабочих инструментов: штихель, напильники, молоток, ножницы, флацанки, пинцет, лупа и так далее.
На самом деле – это только часть секретов ювелирного ремесла, остальное пока остается за кулисами...
Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", узнавайте новости первыми и выигрывайте призы!