Крым санкционный: что происходит и чего ждать дальше?
Не смотря на то, что в 2014 году США и Европа ввели экономические санкции против Крыма, жизнь на полуострове не остановилась и продолжает идти своим чередом. Как отражаются западные санкции на жителях Крыма и какие перспективы есть в будущем, разбиралась НАША.
Крылья родины
После марта 2014 года транспортное сообщение с материковой Россией осуществляется исключительно через Керченский пролив и самолетами. Причем, летают в Крым только российские авиакомпании. Хотя, по логике, они должны опасаться западных санкций, так как совершают рейсы за рубеж.
фото aviasell.com
Основную часть рейсов в Крым стал осуществлять сам "Аэрофлот", а дополнительные проводили российские компании, ориентированные на внутренний рынок (те же "Оренбургские авиалинии", которые на 100% принадлежат "Аэрофлоту"). в "Аэрофлоте" заявили что, хотя компания и не была учреждена в ЕС, она может попасть под санкции по проектам, связанным с туристической отраслью Крыма. Но этого не произошло по прагматическим соображениям ЕС.
Во-первых, по мнению Сергея Лиотара, крымского политолога, в ответ на ограничения против "Аэрофлота" Россия сразу бы закрыла все трассы, ведущие из Европы на восток, а это никому в ЕС не нужно: ни политикам, ни авиакомпаниям.
Во-вторых, у "Аэрофлота" (вместе с дочками) насчитывается больше 250 самолетов. Многие из них находятся в лизинге, обслуживаются при участии западных фирм. Потеря денег, контрактов и уничтожение базового авиаперевозчика не входили в планы европейцев, поэтому компанию оставили в покое.
Сейчас большинство авиакомпаний, совершающих рейсы в Крым – полностью российские – такие, как Аэрофлот и Уральские авиалинии, S7, EASA.
Крым – заграница?
С уходом в 2014 году с территории Крыма украинских мобильных операторов, на их место не стали торопиться встать крупные российские мобильные сети, операторы так называемой "Большой тройки" - МТС, "МегаФон" и "Вымпелком". Ни МТС и "ВымпелКом", которые торгуются на американских биржах NYSE и NASDAQ, ни "МегаФон", который торгуется на Лондонской фондовой бирже, не могут выйти на рынок Крыма из-за западных санкций.
фото rapsinnews.ru
Сейчас в Крыму работают только местные операторы (ООО "К-Телеком" — оказывает услуги под брендом Win Mobile, ООО "КТК Телеком" — "Волна Мобайл"), а также местные компании "Крымтелеком", "СевТелекомСвязь" ("СевМобайл2) и "Интернациональные телекоммуникации". Туристы из других регионов России, приезжая в Крым, вынуждены пользоваться услугами в роуминге или приобретать сим-карту одного из вышеуказанных операторов. Что вызывает у них резонный вопрос – что, для мобильных операторов Крым – не Россия?
– Роуминг в Крыму не будет отменен, хотя об этом много говорили и в Думе, и в Федеральной антимонопольной службе. Все дело в том, что Россия большая страна территориально, и без роуминга в отдаленных территориях операторам никак не обойтись. Поэтому, думать о том, что для Крыма сделают исключение — смешно. Равно как и не стоит ожидать вхождения на крымский рынок операторов "Большой тройки" – при всех условиях, под санкциями они могут потерять значительно более крупные рынки услуг в европейских странах, чем в двухмиллионном Крыму, – рассказал НАШЕЙ эксперт аналитического агентства "Reference Pointe" Михаил Климарев.
Цена победы
Кроме роуминга, приезжающих в Крым жителей материковой России очень удивляют высокие цены на полуострове. Тому есть ряд причин, но главная – логистика доставки товаров.
фото сrimenews.net
В настоящее время товары в Крым доставляются через Керченский пролив по паромной переправе автотранспортом. Некоторая часть грузов доставляется российскими судами через порт Новороссийск. Это касается в большинстве своем санкционного импорта, так как иностранные суда в порты Крыма не заходят. Основные надежды на снижение цен местные жители возлагают на строящийся Керченский мост, когда по нему откроют железнодорожное движение.
- Строительство моста снизит цены, это очевидно. Но не очень сильно. Проблема ведь не перевезти через пролив. А доставить до Тамани. Это большое транспортное плечо, учитывая, что большинство продуктов импортируется через Питер (если море), или через западную границу, если по суше. Спрос внутри Крыма не эластичен, поэтому снижение цен не приведет к увеличению оборота. Разумнее держать цены высокими, – рассказал НАШЕЙ независимый финансовый аналитик Виталий Калугин.
Так же он сообщил, что местная конкуренция на рынке даже с открытием Керченского моста вряд ли выровняет цены на полуострове. Вопрос могли бы решить крупные федеральные торговые сети и продуктовые ритейлеры, но и их в обозримом будущем в Крыму ждать не приходится.
– Высокие цены в Крыму за счет конкуренции ниже не станут без захода федеральных сетей. Полагаю, что высокими цены являются за счет двух факторов: логистики и сговора продавцов. Потому что везти на паромах дорого, а транзиту украинских продуктов мешает политика. Федеральные сети ждать в Крыму я бы не стал. Не самый богатый регион, склонный не работать, а ждать трансфертов из Москвы. Инвестиции туда не окупятся долго, а акции федералов торгуются на биржах. Как в Москве, так и на западных. Никому не хочется рисковать и попадать под санкции, – пояснил Виталий Калугин.
По его мнению, в силу разных экономических причин и не снятых с Крыма санкций, в ближайшее время каких либо кардинальных улучшений с ценами и остальными моментами в Крыму ожидать не стоит.