Выживать луганским учителям помогают даже из Германии

Удары тяжелой артиллерии по мирным жителям – это страшно. Еще страшнее, когда разрушенный и обесточенный город берут в экономическую и продовольственную блокаду. Люди месяцами не получают зарплат и пенсий, пустеют прилавки с медикаментами, дающими жизнь многим больным, а город превращается в Ленинград 1942 года. На что выжили луганские учителя, почему памперсы порой бывают важнее гречки, и как война превращает бывших врагов в лучших друзей, читаете в НАШЕМ материале.

Бомбежки и блокада

Летом прошлого года по Луганску наносили страшные удары. Первые бомбы украинской авиации приземлились днем второго июня прямо в центре города, рядом с парком и детским садом. Было убито восемь человек, 28 получили ранения. Только чудом (несколько снарядов не разорвались) удалось избежать гибели детей. Еще все лето тяжелая артиллерия ежедневно, шаг за шагом, разрушала и убивала город.

-– С июля по сентябрь в домах не было воды и электричества, – вспоминает директор детского центра «Перспектива» Елена Санькова. – На улице стояла 40-градусная жара, воду привозили в бочках, и то не всегда.

К осени бомбежки поутихли, однако тяжелое время для жителей Луганска еще не закончилось – город взяли в экономическую блокаду. Старики и инвалиды перестали получать пенсии и пособия, а бюджетники – зарплаты. Тем не менее, большинство луганчан трудиться не бросили.

– Врачи, МЧСники, учителя – это просто герои, которые под обстрелами продолжали выполнять свою работу, – продолжает Санькова. – Представляете, бомба попадает в школу, начинается пожар, сторож вызывает спасателей, они приезжают, тушат его, а в городе рвутся снаряды.

Помогали люди со всего мира

В январе, когда задолженность по зарплате работникам образования выросла почти до полугода, Елена у себя на стене в «Фейсбуке» опубликовала пост под названием «Солидарность. Помоги учителю выжить». Вскоре люди со всего мира – из России, Украины, Англии, Норвегии – стали перечислять деньги. Через некоторое время появился и сайт.

– Людей для выдачи средств подбирал профсоюз образования и науки, – рассказывает потомственный педагог. – Требование у меня было жесткое: помощь получает не тот, кому плохо, а тот, кому хуже всех. Потому что плохо на тот момент было абсолютно всем.

В этом же месяце первые 20 человек получили по 400 гривен.

– После этой раздачи денег я была в шоке, хотя за лето в Луганске повидала много ужасов, – продолжает Елена. – Но даже я не знала, какой кошмар творится в некоторых семьях.

Однако еще более страшная картина открылась чуть позже.

– Как-то раз мы объехали ветеранов, прикованных к постелям. Они живут совершенно одни, – вспоминает Санькова. - После увиденного еще трое суток в себя приходила.

Деньги получали не только учителя школ, воспитатели детских садов и пенсионеры, но и сторожа. Всего за полгода удалось помочь более 600 семьям.

«Памперсы бывают важнее гречки»

Сбор помощи Санькова не зря объявила именно в деньгах.

– Гуманитарку мне одной везти нереально, – продолжает Елена Юрьевна. – Конечно, огромное спасибо за помощь всем, кто ее отправляет, но нам меньше всего сейчас нужны вещи и гречка. Больные нуждаются в памперсах, лекарствах – инсулине, йоде, успокоительных, средствах гигиены.

Помогают люди разных социальных слоев. Перечисляют, кто сколько может. Одна из пенсионерок с каждой своей пенсии ежемесячно выделяет 50 гривен. Бизнесмен из Киева один раз выслал семь тысяч на операцию женщине, терявшей зрение. Однако помощь не всегда успевает прийти вовремя, ведь постоянные обстрелы убивали не только осколками или прямыми попаданиями

– У четырехлетней дочки одной учительницы был врожденный порок сердца, – рассказывает Санькова. – Рядом с их домом разорвалась бомба, и у девочки случился инсульт.

Елена Юрьевна, как обычно, разместила пост с призывом помочь.

– Запись прочитал ее бывший ученик, который сейчас живет в Германии, – продолжает педагог. – Он сразу же перечислил ей три тысячи гривен. Но вышло так, что деньги отправлял на жизнь ребенку, а получилось – на похороны. Девочка умерла.

Война объединила людей

Даже на войне можно найти место празднику. На собранные деньги удалось провести десять новогодних елок с подарками для детей и их родителей.

– Накануне Нового года у луганчан была тотальная депрессия: зима, тупик, безденежье, безработица, – вспоминает то время Санькова. – И наши праздники немного приподняли моральный дух земляков.

Первого июня этого года, в День защиты детей, организовали праздник для 400 ребятишек.

Не забыли и о ветеранах. На 9 Мая 70 человек получили подарки, за праздничным столом вспомнили о былых временах.

– Луганск часто сравнивали с блокадным Ленинградом, – продолжает Елена Юрьевна. – Особенно летом ситуация в городе была критическая.

Помогла выжить тогда, и продолжает помогать выживать сейчас, по мнению Саньковой, только взаимопомощь.

– Мы с соседкой раньше даже не здоровались, – смеется директор. – Началась война – так мы чуть ли не лучшими друзьями с ней стали.

Сейчас экономическая ситуация в Луганске мало-мальски налаживается. Учителям выплатили зарплату за три месяца, но задолженность продолжает сохраняться. Так же как и продолжается акция «Солидарность. Помоги учителю».

Автор – Михаил Кевхиев