На севастопольском "краю света": рассказ смотрителя Херсонесского маяка

В следующем году маяк на мысе Херсонес отметит двухсотлетний юбилей. Он пережил землетрясения, морские наводнения и трагические последние дни обороны Севастополя. Читайте рассказ о работе смотрителя маяка и смотрите фоторепортаж.

Мыс Херсонес — самая западная точка Севастополя. Тут кончается дорога, дальше с трех сторон только Черное море. Здесь, на своеобразном краю света (в севастопольских масштабах), уже два столетия указывает кораблям путь домой Херсонесский маяк.

Смотритель маяка: "В городе бываю только по крайней необходимости"

У маяка стоят несколько жилых домов. Маршрутка сюда ходит крайне редко и нерегулярно, в лучшем случае несколько раз за день.

Тут, с трех сторон окруженные морем, живут люди. В поселке чувствуется запах водорослей и слышен шум прибоя.

Виктор Плюгин работает вахтенным на этом маяке более 30 лет. Здесь он и живет с супругой и дочерью. Дочка работает тут же, на метеостанции.

В поселке у маяка живут и дети. Правда, детская площадка имеет несколько заброшенный вид.

Виктор Плюгин:

В город выезжаю редко, только когда без этого никак не обойтись. Закупиться продуктами и прочим. Нет, скучно не бывает. Тут ведь своя жизнь, свой ритм.

К шуму прибоя легко привыкнуть, но во время туманов включают сирену. К ней привыкнуть уже сложней.

Виктор Плюгин:

Когда воет ультразвуковая сирена, многие на время просто сбегают из поселка.

Вахтенный дежурит сутки, раз в 10 суток.

Внутри Херсонесского маяка

Высота маяка 36 метров. Он построен так, что выдержит удары волны во время любого шторма. Маяк выстоял даже во время Крымского землетрясения 1927 года.

Поднимаюсь вверх по винтовой лестнице. Под окнами стоят емкости — во время дождя вода просачивается, и смотритель бегает с ведром, выливая ее. То же самое во время сильного ветра — морские брызги долетают до маяка.

Виктор Плюгин:

А особенно западный ветер мы не любим. Когда он задует зимой, тут уж точно не до скуки. Заливает водой.

Но это скоро останется в прошлом: cейчас на маяке начаты работы по замене всех окон на пластиковые.

На последний этаж поднимаюсь по трапу.

Со всех сторон невероятный простор. И свист ветра в щелях маяка.

Создается ощущение, что ты на краю света и на чердаке мира.

Как работает Херсонесский маяк

Смотритель просто поворачивает ручку включения, и маяк загорается. Система оборудована тремя степенями защиты.

Маяк включается с точностью до секунды, согласно особой таблице. Часы для определения времени подвешены в особой рамке, чтобы на них не влияло притяжение Земли.

Кроме света, маяк сообщает о себе азбукой Морзе, и при необходимости звуком. Раньше стояла наутофонная установка, сейчас просто ультразвуковая сирена.

У маяка имеется собственный электрогенератор.

Поселок у Херсонесского маяка не раз затапливался морем

За два века маяк пережил несколько наводнений.

За последние полвека самые сильные наводнения были в 1981 году и в 2011 году.

Виктор Плюгин:

-Причиной наводнения становится не столько дождь, сколько ветер с моря. Он "нагоняет" воду. В 2011 году вода стояла по пояс. Приезжало МЧС, и даже пыталось откачать помпами, но Черное море все не перекачаешь...

Херсонесскому маяку исполнится 200 лет

Маяк построили в 1816 году из инкерманского камня.

21 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Маяк использовался как ориентир немецкими летчиками при первых налетах на Севастополь.

Поступила команда — погасить маяк. Но телефонный кабель к нему оказался перерезан. К маяку срочно отправили мотоциклистов, которые уже на месте погасили его.

В последние дни обороны здесь, на мысе Херсонес, скопились десятки тысяч защитников города, фактически брошенных командованием на произвол судьбы.

Все этажи маяка были заполнены ранеными. Воды не хватало, и ее заменяли шампанским, которого в избытке было в инкерманских штольнях. Шампанским промывали раны, его заливали в радиаторы автомобилей. Но после падения города и его запасы кончились.

Десятки тысяч защитников на мысе Херсонес, включая раненых, или погибли или попали в плен.

После войны поврежденный маяк восстановили в 1950 году.