Будущее общественного транспорта Крыма: опыт других городов, использующих безналичную оплату проезда

В 2017 году общественный транспорт Крыма начнут оснащать валидаторами – приборами для безналичной оплаты проезда с помощью специальных пластиковых карт. НАША выяснила, с чего начнется установка новых электроприборов в общественном транспорте, и какие системы используются в других городах России и столице Белорусии.

Постановление есть, от него и плясать будем

В министерстве транспорта Крыма НАШЕЙ рассказали, что в настоящее время принято постановление Совета министров Республики Крым от 28 октября 2016 № 528 "О создании автоматизированной системы оплаты проезда на маршрутах регулярных перевозок"(АСОП).

– Как показывает практика, создание подобных систем требует существенных временных затрат, капитальных вложений и в целях сокращения расходов бюджета целесообразно привлечение частных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства, концессионного соглашения, – говорят в пресс-службе Минтранса республики.

Еще в ведомстве добавили, что выбор компании будет сделан с помощью конкурса, с победителем которого правительсво заключит договор. Лишь после этого станут известны точные сроки запуска новой системы оплаты проезда.

Однако, в министерстве планируют начать установку валидаторов и поставить специальное оборудование на конечных станциях, которые будут получать информацию о количестве оплаченных проездов. Кроме того, с помощью камер и датчиков будет видно, кто едет "зайцем".

Внедрение данных технологий обещают начать в 2017 году.

Кроме троллейбусов, валидаторы будут устанавливать в муниципальных автобусах. К примеру, в Симферополе, по словам главы города Геннадия Бахарева, пробный прибор бесплатно поставит одна московская компания.

– На данный момент у нас уже есть дорожная карта города для установки автоматической оплаты проезда в общественном транспорте. В следующем году она полностью будет внедрена на муниципальных автобусах Симферополя, – говорит Бахарев.

Опыт других городов

Пока наши чиновники ждут инвесторов и планируют вводить автоматическую систему оплаты проезда, во многих городах России и Белоруссии она уже активно действует. Наша выяснила, как это работает в Москве, Кирове, Минске, Самаре и Тольятти.

Алеся Целищева, менеджер "Нашей Газеты" из Кирова:

– В Кирове в автобусах и троллейбусах ходит кондуктор со специальным прибором и обилечивает пассажиров с помощью карточки или за наличные. Но за наличные проезд обходится дороже. Плюсы для транспортных компаний в том, что не будет никакого обмана. Ранее у нас водители пытались проворачивать разные махинации, но сейчас это невозможно.

Виктор Басов - журналист, работающий в Москве:

– В Москве используются турникеты и карточки. Сейчас сделали единую систему оплаты для наземного транспорта и метро. То есть по одной и той же пластиковой карточке можно оплатить поездку в метро, троллейбусе, трамвае и в автобусе.

Турникеты только на входе - возле передних дверей. Через задние и средние двери только выход. Да, это очень удобно с карточками. Пополнил ее на нужное число поездок или деньги на нее положил (и так, и так можно), и, заходя в транспорт, прикладываешь ее к валидатору возле турникета и проходишь.

Турникеты можно не обходить, а пролазить под ними. Также можно быстро вбежать в средние или задние двери, пока водитель их не закрыл. Ну и есть интимный способ – прижаться к пассажиру, который проходит через турникет и вместе с ним зайти. Но это все до тех пор, пока вас не поймал контролер.

Жанна Скокова, самарский блогер, урбанист:

– Эксперименты с бескондукторной системой оплаты проводили в Самарской области несколько раз. Например, в Тольятти был эксперимент с 5 автобусами, который закончился негативно. Там установили турникеты на входе, чтобы пассажиры расплачивались картами. Во-первых, выросло время в пути, выручка упала. Во-вторых, пассажирам это пришлось не по душе, они выбрали коммерческие маршрутки. В Самаре на одном маршруте тестировали систему, где оплата производилась при помощи терминала (валидатора). За пассажирами должны были следить датчики и сенсоры, поэтому система могла самостоятельно оповещать, что кто-то не оплатил проезд. Эта информация передавалась в диспетчерский центр. Прошло несколько месяцев. А о результатах тестирования никто не говорит. Скорее всего, эксперимент не удался.

Надежда Дацюк, редактор сайта "Нашей Газеты" в Крыму. Летом этого года она две недели провела в Минске:

– В Минске с 2014 года запущена так называемая автоматизированная система оплаты и контроля проезда. Одноразовые билеты и проездные на месяц в городских автобусах покупаются в специальных кассах на остановках. Также там можно купить и жетоны на метро. Купил билет, пробил в автобусе на электронном компостере, и не надо отвлекать водителя. Правда, у него тоже можно приобрести билет, но пользуются этой услугой не многие. Кондукторов, кстати, в транспорте нет.

В следующем году одну из вышеперечисленных систем начнут активно внедрять в общественном транспорте Крыма. Жителей полуострова ожидают очередные нововведения, а положительно они скажутся на нас или нет, жители полуострова узнают в скором времени.