"Эх, не тот турист нынче пошел!" Севастопольские предприниматели сетуют, что начало курортного сезона затягивается

Достаточно выйти на набережную, и весь колорит малого бизнеса приморского города – как на ладони. Не оригинальный, в большинстве своем. Всевозможные сувенирные лавки, рассчитанные на приезжего обывателя, палатки с надувными матрацами, майками «Я люблю Севастополь», ракушками «2015» и тому подобным.

Как заядлый турист, оставляющий покупку сувениров на последний день перед отъездом, журналист НАШЕЙ обошел их стороной. И решил начать с жилья и развлечений.

Эх, прокачу! Под честное слово

На набережной Нахимова автор встретил человека, который стоял чуть ли не у истоков прогулочного морского бизнеса Севастополя. Геннадий Цветков, соучредитель артели «Артиллерийская бухта», оказался очень обаятельным и открытым.

Мы не спеша беседовали, как поживает ныне в Севастополе бизнес на прогулочных катерах, что почем стоит, много ли туристов.

– Мне приятно что нами интересуются, и не только клиенты, но и «Наша Газета», – улыбается Геннадий Цветков. – Я в этом бизнесе с начала 2000-х. Тогда набережная была пустая. Мы приложили много сил, чтобы самоорганизоваться и создать то, что вы видите сейчас. Все катера прошли лицензирование еще во времена «незалежной», однако сейчас эта лицензия заканчивается – 1 сентября. Работаем, так сказать, под честное слово. Пока позволяют. Дальше видно будет. Пробуем развиваться во всех направлениях, чтобы выжить.

Сейчас у артели Геннадия Цветкова есть три маршрута по бухтам Севастополя, в том числе, в Херсонес. Каждый по 30 минут. Билет для взрослого стоит 380 рублей, на ребенка – 150.

– Мы независимая структура, любим свое дело, поэтому часто делаем исключения, – признается Геннадий Цветков. – Катаем бесплатно ребят из детских домов. Студентов берем на практику. Лично с моего катера сошли три старпома!

В конце разговора Геннадий посетовал-таки на погоду и слабоватый поток туристов: "Когда погоды нет, то и дела нет! Хотя в этом году и сезона-то нет. Поэтому погода сейчас не самое главное".

Нарисую тебе море

Прошел дальше по набережной Нахимова. Очень приглянулись милые зонтики и не менее милые мастерицы под ними. Сейчас очень модно иметь какой-либо узорчик на запястье, плече, руке, да и где угодно. Но не все готовы сделать татуировку на всю жизнь. Вариант для ветреных модниц – роспись хной. Красивая и недолгая, как загар. Как раз эту услугу из разряда "навожу красоту" предлагает одна из уличных художниц на набережной Нахимова.

Виктория, 17 лет:

"Я рисую хной, еще плету косички. Все это, конечно, летом. Когда в школе каникулы. Занимаюсь этим уже 4 года подряд. Просто выхожу, ставлю зонтик, стол с каталогом узоров – и все. Гоняет, конечно, иногда, охрана набережной. Но это дело такое, меня не запугаешь! Когда хороший день, могу заработать тысячу рублей, а то и две тысячи. Мне хватает. Главное, людям нравится".

Удачи тебе, Вика!

На пляже "Омега" остро не хватает туристов

Автор отправляется на самый, пожалуй, популярный у туристов пляж – "Омега" в Камышовой бухте. Местные его недолюбливают: мелко, вода теплая – и на море непохоже. А вот для отдыхающих с детьми он отлично подходит – удобно добраться, попить-поесть купить легко.

Однако автора очень расстроила ситуация и атмосфера в заведениях, где хочется посидеть, поесть, выпить чего-то холодненького. Даже интервью взять было очень сложно. Все дружным хором кричат: "Не сезон!"

"Наша Газета" никогда не навязывается и не скандалит, поэтому в нашем описании сфера бизнеса «поесть-попить» просто канула в лету, в отсутствие людного лета! Такой вот каламбур – не очень удачный, как и весь прибрежный питейный бизнес в этом сезоне.

Уличные турагенты

Уже по дороге в редакцию встретил милую старушку, которая раздавала буклеты-приглашения на всевозможные туры по Крыму. Тот же зонтик, ленты из фотографий и скромный стульчик. Такое импровизированное турагентство. Раньше Светлана работала главным бухгалтером, сейчас на пенсии.

Светлана, свободный турагент:

"Работаю каждый день. Не скажу, что аншлаг. Продаю, максимум, 5 туров в день. Имею процент. Отношусь к этому, как к прибавке к пенсии. Молодому в таком деле не место, однозначно. Мелочь выходит, по заработку, но мне приятно. Плюс дома не засиживаюсь. Вот так! Если надо, могу порекомендовать гостиницу".

Точно, настоящий турист должен начинать осваивать город с жилья. Решил отправиться по рекомендации Светланы, посмотреть, что такое малый гостиничный бизнес по-севастопольски.

Владелец гостиницы: "Не сезон, говорите?"

Отъехав недалеко от набережной, я оказался на улице с милым и точным названием – Красивая. Здесь меня встретил Сергей Цапкин, владелец частной гостиницы. К моему удивлению, это был один из немногих предпринимателей, которые довольны тем, что имеют.

Сергей Цапкин:

"На жизнь мне хватает. Сезоном даже не ограничиваюсь. В Севастополь люди часто приезжают в командировки, поэтому и всегда имею заработок. У меня в гостинице девять номеров. Стоят 700-1000 рублей в сутки. В данный момент занято восемь. Не сезон, говорите? Главное, уметь делать свое дело. А развитие будет, я вас уверяю".

На фото: бассейн в мини-гостинице Сергея.

Энтузиазм и подход Сергея Цапкина автора очень вдохновил. Я понял: не погода делает людей, а люди погоду! Главное, прилагать хоть какие-то усилия.

Автор текста и фото Василий Лопатюк.