Судьбоносный "Солярис": Актриса Наталья Бондарчук о роли, которая изменила ее жизнь

Сегодня, 12 марта, во Всемирный день авиации и космонавтики, заслуженная артистка России и режиссер Наталья Бондарчук рассказала о своей первой серьезной и "космической" роли в фильме Андрея Тарковского "Солярис". В нем артистка сыграла Хари - жену главного героя. За эту роль Бондарчук получила премию за лучшее исполнение женской роди на IX международном кинофестивале в Панаме в 1973 году. Наталья Бондарчук рассказала НАШЕЙ не только о своей первой "космической" съемке, но и о новых проектах, с которыми она приехала в Крым.

- Наталья Сергеевна, расскажите о вашем первом визите в Крым? Какие впечатления у вас сложились?

- Не устаю напоминать всем, что мое первое появление в Крыму связано крупнейшим кинематографическим именем - Андреем Тарковским. Я очень долго ждала утверждения на роль Хари в фильме "Солярис". Это абсолютно судьбоносный фильм для меня. Вспоминаю первую нашу экспедицию, которая была в Ялту. Все было как сейчас, только мы приехали чуть позже, в мае. Все цвело, я увидела эти абрикосовые деревья, эту красивейшую дымку в горах. Конечно, Крым меня очаровал. Андрей Арсеньевич также был моим первым гидом по Ялте. Он мне просто дарил этот город. Мое первое появление в Крыму — это навсегда. Наверное, тут я была в каждом уголке.

- Расскажите, как вам все-таки удалось получить роль Хари в фильме "Солярис"?

    - Я вообще не очень подходила на роль жены Донатиса Баниониса, но потом, после того, как Андрей Арсеньевич перепробовал массу артисток, все-таки остановился на мне. Потому что он посмотрел эпизод в фильме "Ты и я" Ларисы Шепитько, которой он когда-то меня подарил ей после моих проб у него. И вот Тарковский увидел меня и сказал: "Это кто?", а она отмечает: "Как это кто? Это твой подарок - Наталья Бондарчук", а он в ответ: "Ну отдавай подарок". После этого Андрей Арсеньевич утвердил меня на главную роль в фильме "Солярис".

    - Наталья Сергеевна, какие фильмы Вы снимали в Крыму?

    - Фильмы "Живая радуга", "Детство Бемби", "Юность Бемби" были сняты в крымских горах. Мы снимали здесь на натуре. Крым привлекает меня тем, что тут можно снимать абсолютно все. Сейчас все, что я делаю, буду привозить сюда. Даже сейчас, все мои фильмы уже есть в прокате Крыма.

    - Расскажите, попадались ли вам исторически ценные предметы на съемках?

      - Как вы, наверное, знаете, чета Раевских путешествовала с детьми через Кавказ сюда, в Крым. Молодой Пушкин заболел, за ним ухаживал доктор этой семьи и пропутешествовал вместе с ними. Ведь иначе бы ему грозила ссылка, ведь он уже написал некоторые такие крамольные стихи. Александр Сергеевич был влюблен в Марию Волконскую, роль которой я играла в фильме "Звезда пленительно счастья". И вот я узнала о том, что он хотел подарить ей кольцо. Конечно, тогда это сделать было невозможно. Тогда Пушкин разыгрывает это кольцо в лотерею: кому оно достанется. И предлагает взять из его шапки бумажки, Мария берет, а там, соответственно, написано ее имя. Она прыгает от восторга, надевает кольцо поэта. Но только если бы люди были немного повнимательнее, то заметили бы, что на всех бумажках было написано ее имя. Всю жизнь Мария бережет это кольцо, когда ее мужа ссылают в Сибирь, она берет это кольцо с собой. До нас оно дошло потому, что она передала его перед смертью Михаилу Волконскому, я узнаю, что наши девушки сохранили это кольцо. И тут на мою руку ложится реальное украшение, принадлежащее когда-то моей героине Марии Волконской и Пушкину. Я сделала аналог этого кольца. И вот с ним мы поехали в Крым на съемки.

      - Знаем, что вы приехали с вашим театром в Крым на гастроли. Расскажите, какие спектакли будут показаны?

        - 23 марта прилетают из Москвы сорок человек моего театра и в Ялтинском театре им.Чехова, мы будем показывать два спектакля: 25 марта "Красная шапочка", в котором я играю бабушку и на следующий день пьесу "Буратино", а 27 марта, в День театра, мы будем играть совершенно новую постановку - "Бемби". После того, как мы отыграем в Ялте, мой друг из Евпатории Андрей Прудников, который в Крыму занимается прокатом кино, готовит двадцать человек в Евпатории, чтобы мы соединились и отыграли все спектакли вместе. После мы приезжаем в Евпаторию и снова играем "Красную Шапочку" в санатории "Чайка", а потом у нас есть несколько постановок в театре Пушкина.

        - В чем особенность вашего театра?

          - В моем театре играют как и дети, так и взрослые профессиональные актеры. Поэтому он и называется Московский детский профессиональный театр "Бемби".

          - Какие постановки вы играли в Крыму?

            - С тех пор, как я приехала 9 мая 2014 года на праздник дня Победы, я практически все время здесь. На своей машине я перевезла через Керченский пролив декорации и костюмы и поставила в Севастопольском театре Луначарского "Снежную королеву". Я благодарна Вадиму Елизарову, который был в то время директором этого театра, что мне удалось в полную мощь поставить этот спектакль и нас посмотрело во время зимних каникул одиннадцать тысяч детей. Единственный раз было напряжение, когда под конец спектакля Украина выключила свет. Но через несколько минут мы продолжили свое выступление при фонариках. И сыграли как никогда! Нашелся один актер, который сказал: "А, это козни Снежной королевы!". Потом в лагере "Мандарин" я провела киносмену. Тут у меня возникла мысль, что интересно было бы поставить самой "Красную шапочку", но теперь это "Красная шапочка онлайн". Этот сюжет связан с французским театром: к нам приезжал их коллектив и мы совместно сыграли этот спектакль, а осенью приезжали мы в Париж и тоже сыграли с их коллективом "Красную шапочку". И возник сюжет, при котором оба наши театра в лагере "Орленок" должны сыграть один раз спектакль на весь мир. И несколько эпизодов к этому фильму я буду снимать параллельно нашим спектаклям в театре Чехова. Я надеюсь, это будет наш первый встречный шаг сюда.

            - Вы говорили о том, что хотите открыть киношколу в Крыму. Какой она будет?

              - При поддержке Крымского правительства, а также Арины Новосельской я хочу создать тут киношколу. Она будет находиться в Евпатории, может быть, в будущем, с филиалом в Ялте. Идея заключается в том, чтобы тут создать режиссеров, ассистентов, ассистентов операторов, а из них уже выпестовать настоящих режиссеров, операторов-постановщиков, то есть взрастить свой коллектив. Этому делу я и собираюсь посвятить время здесь. Мне помогает во всем этом Андрей Прудников. Он уже первую такую попытку делает: они приедут в костюмах, аналогичных нашим. Это встречный мост, напоминающий Керченский, который растет с обеих сторон. Я бы хотела, чтобы школа, если мы заслужим, была названа в честь моего отца Сергея Бондарчука. Она будет инклюзивной. То есть, там будут как обычные дети, так и ребята с церебральным параличом и аутизмом. К сожалению, здесь, на полуострове, таких детей очень много. Они есть и они иногда талантливее обычных людей. Просто ими не очень занимаются. А я хочу дать им профессию. Такую как монтажеры, художники-дизайнеры, художники компьютерной графики. Познакомить их с раннего детства с ними. Мы планировали открыть проект в марте, но финансирование задерживается. Надеюсь, что начнем в июле. Пока что я приглядываюсь ко всем детям, с которыми буду сотрудничать.

              - Наталья Сергеевна, на каком уровне, по вашему мнению, сейчас находится крымский кинематограф?

                - А крымского кинематографа сейчас нет. Потому что есть какие-то частные студии, но они в основном дают в аренду свою аппаратуру. Даже если они сами снимают какие-то фильмы, то их, к сожалению, никто не видит. Ну, во всяком случае, в большой прокат они не попадают. Даже не все наши фильмы туда не попадают.

                - Как вы думаете, почему?

                  - Знаете, мы выпустили джина из бутылки и ввели сюда американский кинематограф. И он собирает основную дань с нашей земли. Много об этом было рассуждений, но никак не могут продумать эту систему. Я считаю, что прямое решение проблемы — это налогообложение этих фильмов. Но, видимо, кому-то выгодно, чтобы они шли беспрепятственно.

                  - Расскажите, как на местном уровне можно развивать кинематограф?

                    - Я не хочу обескуражить тех людей, которые пытаюсь сами в Крыму снимать. Наоборот! Сейчас кинематограф не связан с большими студиями. Сейчас даже на бытовом уровне может быть снят фильм, даже вот нашими гаджетами (показывает свой телефон — прим. ред). И я своих деток приучаю, что если у вас есть нужное приложение в телефоне, то вы уже можете снять свой фильм. Я совсем недавно начала делать это. Помню, я сижу на Евразийском мосте, груженном кинематографистами, и вдруг закричала: "Я сделала свой фильм!", они так на меня посмотрели, и один говорит: "Наталья Сергеевна, по-моему, вы давно делаете свои фильмы". Но тут я сама все сделала: то есть, сняла, смонтировала, наложила звук. Снимайте чем угодно! Главное помнить, о чем вы снимаете и для чего.

                    - Что вы пожелаете юным актерам и режиссерам Крыма?

                      - Я пожелаю им целеустремленности и веры в то, что вы делаете на благо людей. Вот тогда вам это будет помогать. Прежде всего, нужно определить идею того, что вы играете или того, что вы хотите передать в качестве режиссера. Это очень важно. Для чего мы делаем это. Я не перестаю напоминать, что, если мы сейчас упустим молодежь, а особенно детей, не привьем им любовь к нашей отечественной культуре, то не понадобится никаких вторжений иностранных, просто мы изменим все изнутри. Но мы должны оставаться с нашим внутренним стержнем.

                      Фото: личный архив Натальи Бондарчук