Самая постыдная профессия в СССР: почему сейчас об этом мечтает каждая вторая

Натурщицами называли женщин, которые позировали...

Архив PGS

Натурщицами называли женщин, которые позировали художникам для создания живописных и скульптурных работ. Они, наряду с красками, кистями и мольбертами, были неотъемлемой частью творческого процесса, помогая учащимся лучше осознать анатомию и тонкости человеческого тела. Поэт Уильям Блейк как-то заметил, что искусство невозможно представить без обнаженной красоты, что подчеркивает значимость натурщиц в искусстве.

Работа натурщицей требует значительных усилий: длительное позирование в одной и той же позе становится серьезным испытанием как для тела, так и для разума. За произведениями искусства, выставленными в музеях и галереях, стоят настоящие женщины, которые когда-то позировали мастерам. Вопреки распространенному мнению, художники выбирали модели самых разных типов, далеко не всегда соответствующих современным стандартам красоты.

В Советском Союзе натурщики официально именовались «демонстраторами пластических поз», а их труд оплачивался по минимальной ставке — от 80 до 120 рублей в зависимости от квалификации и региона, как указано в статистическом сборнике «Социальное развитие СССР». В обществе рабочих и крестьян натурщиц часто воспринимали как бездельниц, избегающих серьезной работы. Часто на такие подработки приглашали студенток. В профессии оставались лишь те, кто искренне любил искусство и был готов работать ради идеи. За обнаженное позирование платили немного больше, но найти подходящую модель было довольно сложно. Иногда студенты и преподаватели доплачивали понравившимся натурщицам, чтобы закончить свои работы.

Отношение к натурщицам было разнообразным. Одним из основных требований к ним было умение расслабляться и проявлять естественность. Пуританские взгляды не способствовали притоку в эту профессию. Взаимоотношения между художниками и моделями оставались профессиональными, без перехода в дружескую плоскость, что диктовалось этикетом. Разговоры во время позирования обычно были нежелательны, за исключением случаев работы в закрытых мастерских, где атмосфера могла быть более расслабленной.

Выпускники Московского художественного института им. В. И. Сурикова отмечают, что рисовать натурщицу становится сложно, если возникают раздражение или личная неприязнь. Оптимально, когда модель не вызывает сильных эмоций и может оставаться в нужной позе на протяжении нескольких часов с короткими перерывами. Несмотря на слухи о возможных романах в художественных мастерских, интимные отношения между художниками и натурщицами были весьма редки.

Последние новости Крыма уже в твоем телефоне - подписывайся на телеграм-канал «Крым Live»