Зачем нужен раствор мочевины в дизельном автомобиле

Снижение популярности дизельных двигателей за рубежом объясняется их низкой экологичностью. Выхлоп обычного мотора содержит множество вредных для окружающей среды соединений. Особенно много в нём оксидов азота, которые при контакте с водой превращаются в азотную кислоту и другие токсичные вещества. Из-за этого свойства дизельные автомобили сложно было вписать в рамки экологических нормативов Евро-5 и Евро-6. Однако вскоре выход был найден.

Особенности технологии SCR

Убедившись в невозможности отыскать нужные присадки для дизельного топлива или внести изменения в конструкцию двигателя, немецкие инженеры пошли другим путём. Они создали технологию для переработки выхлопных газов, чтобы уменьшить в них концентрацию вредных веществ. Принцип работы достаточно прост: в систему отвода газов впрыскивают жидкий реагент, который вступает в реакцию с токсичными соединениями, превращая их в безвредный азот и водяной пар.

SCR-нейтрализация является лишь одним из компонентов многоступенчатой очистки выхлопных газов, в которой, помимо неё, имеются сажевые фильтры, каталитические фильтры и т.д.

Что такое жидкость AdBlue

Основой системы SCR для очистки выхлопа дизельного двигателя является жидкость AdBlue, которая представляет собой 32,5%-ный водный раствор мочевины. Казалось бы, приготовить такой раствор очень просто в любом гараже, нужно лишь точно соблюсти пропорции. Однако в кристаллической мочевине, которую продают в магазинах «Сад и огород» в качестве удобрения, слишком много посторонних примесей, избавиться от которых можно лишь после сложной многоступенчатой очистки. Да и воду следует брать не обычную, а деминерализованную. Права на технологию приготовления правильной смеси принадлежат немецкой ассоциации VDA, а производимый ею продукт поступает на рынок под товарным знаком AdBlue.

В нашей стране водный раствор мочевины 32,5% AdBlue, соответствующий всем нормативным требованиям VDA, выпускают всего четыре предприятия, одним из которых является компания Reinwell. Эти продукты проходят жёсткую проверку по стандартам ISO 22241 (в России — ГОСТ Р ISO), после которой получают право на использование маркировки AdBlue.

Как работает система SCR

Для жидкости AdBlue в дизельных автомобилях, оборудованных системой SCR, предусмотрен специальный бак объёмом от 5 до 35 литров, в зависимости от марки и модели. Бак оборудован подогревателем, так как температура раствора не должна опускаться ниже нуля по Цельсию. По специальной магистрали мочевина подаётся в выхлопную систему, в которую встроен каталитический SCR-преобразователь. Через распыляющую форсунку раствор впрыскивается под давлением от 4,5 до 8,5 бар и вступает в реакцию с выхлопными газами. В результате окись азота разлагается на чистый азот и воду, которые затем выводятся наружу.

Реакция происходит под контролем электронного блока, который через специальный датчик мониторит концентрацию оксида азота и в соответствии с этим показателем регулирует подачу мочевины. Как правило, расход жидкости AdBlue составляет примерно 4% от объёма топлива у легковых авто и около 6% у грузовиков. При отсутствии мочевины в системе не только ухудшаются экологические показатели выхлопа, но и падает производительность двигателя, а расход топлива, напротив, возрастает. Поэтому необходимо следить за уровнем жидкости в баке и регулярно пополнять его, чтобы не остаться в дороге без столь нужного компонента.