"Технопарки, новые детсады и развитие КФУ": Наталья Гончарова рассказала о будущем крымского образования
Наталья Гончарова занимает кресло министра образования Республики Крым уже четыре года, до этого вся ее деятельность была связана с преподаванием. Учителем географии в симферопольской школе Гончарова проработала около пятнадцати лет, поэтому все проблемы знает "изнутри". НАША подняла с министром актуальные вопросы общественности и крымского образования, а также узнала о нововведениях в индустрии знаний.
О детских садах
– Наталья Георгиевна, давайте начнем с наболевшего вопроса об очередях в крымских детсадах. Сколько детей не могут получить место в саду и как решается эта проблема?
– За три года в составе Российской Федерации в Крыму создано более 12,5 тысяч мест, но очередь остается актуальной. Своего места ждут 24 тысячи крымских детей от рождения до 7 лет. В актуальной очереди сейчас числится около 9,5 тысяч деток. Проблема будет решаться несколькими способами. Во-первых, выделено порядка 500 миллионов на приобретение модульных садов. Далее – 74 новых детсада планируется построить по программе федерально-целевого развития. Также наше министерство с 2014 года поддерживает предпринимателей, которые открывают частные детсады, финансируется в полном объеме фонд оплаты труда в частных учебных заведениях. В некоторых городах Крыма открыты более 100 групп кратковременного пребывания. Есть еще один выход – семейные детские сады. Но в Крыму, к сожалению, это направление не нашло поддержку у граждан.
О школах
– Ранее в администрации Симферополя поднимали вопрос, что дети в школах учатся в две-три смены. Планируется ли исключить вторые смены?
– В среднем по всей России более 25 процентов детей учатся во вторую смену. У нас это – 9,5 процентов. В любом случае, вторая смена будет исключена. По программе ФЦП предполагается строительство восьми новых школ, а с 2018 года мы участвуем в федеральной программе "Школа 21 века". Таких школ будет строиться две в следующем году – в Симферополе и в Керчи.
– Наталья Георгиевна, расскажите, какими будут "Школы 21 века"?
– Они будут строиться по последним требованиям и технологиям. Там будут технопарки, комнаты психолога, комнаты для дополнительного образования и после урочной деятельности. Кроме того, мы должны вовремя подготовить кадры, которые будут заниматься с детьми по этим новейшим технологиям.
О студентах и университетах
– Недавно симферопольские власти предложили построить университет по аналогии со Стенфордом, на сайте даже опубликовали опрос по этому поводу. А как вы считаете, нужен ли такой университет на полуострове?
– Наш федеральный университет (КФУ) может быть вторым Оксфордом или просто самым лучшим среди всех остальных. Есть прекрасная программа его развития, ее нужно реализовать умелыми и правильными рукам, сделать свое имя и бренд. Качество образования – это сейчас две составляющие: желание и знания, которые дают в университете.
– Хотелось бы затронуть вопрос стипендий. Не секрет, что она небольшая – всего 1500 рублей. Ведет ли министерство какую-либо работу, чтобы стипендии повысить?
– Конечно, этой суммы не хватает. Я считаю правильным то, что половина студентов ищут подработку и работают уже с 3-4 курсов. Эти 1500 рублей – социально-гарантированная стипендия, которую получает абсолютно каждый студент (бюджетной формы обучения). Для того, чтобы ее повысить, студент должен стремиться к большему. Ведь некоторые получают стипендию, которую можно приравнять к средней зарплате. Но для этого нужно выполнять определенные условия, которые поставлены учебным заведением.
– Скажите, какой, по вашему мнению, наибольший прорыв сделала система крымского образования после присоединения к России?
– Во времена Украины люди даже не верили и не становились в очереди в детские сады. На начало 2014 года в министерстве ее даже назвать не могли, а когда места начали появляться, и люди поверили, становились в очередь. Сравните: За 20 лет в составе Украины – 270 новых мест и за 3,5 года при России – 12 500 мест, а к декабрю это будет еще плюс 700 мест.
– Сейчас половина выпускников выбрали добровольно форму государственной итоговой аттестации ЕГЭ (единый государственный экзамен). Это говорит о том, что качество содержания образования не просто шагнуло вперед, а сделало за три года рывок.
– Одним из самых важных этапов в крымском образовании стало создание федерального университета. Ведь в начале 2014 года в Крыму было зарегистрировано 97 вузов. У нас даже не было полномочий для их контроля. На сегодняшний день – это 10 университетов.
О вдохновении
– Наталья Георгиевна, у вас такой плотный рабочий график. Скажите, откуда вы черпаете силы и вдохновение?
– Я себя считаю, наверное, не совсем типичным министром, потому что я достаточно доступный человек и стараюсь решать проблемы не только отрасли, но и каждого человека в отдельности. Могу сказать, что я не боюсь принимать решений, иногда, может быть, даже самых непопулярных, потому что основная моя профессия – это, прежде всего, учитель. К ней я всегда готова вернуться. Это тоже помогает потому, что не всегда нужно оглядываться назад, ведь есть очень быстрые решения. Честно скажу, у меня хороший сон (улыбается прим.), поэтому даже за очень короткий период я успеваю выспаться.
- Вступайте в НАШУ группу Вконтакте и всегда читайте свежие новости.