Создание роботов, протезов и восстановление исторических предметов: в КФУ появилась первая 3D лаборатория

В Крымском федеральном университете имени В.И. Вернадского появилась межкафедральная лаборатория 3D-прототипирования. Об этом сообщили в пресс-службе учебного заведения. В чем она может помочь студентам, и кто стал спонсором такого приобретения, выяснила НАША.

– Эта лаборатория важна для вуза, ведь здесь могут быть задействованы специалисты любого структурного подразделения и направления подготовки. Поэтому она должна расти, расширяться и стать местом притяжения студентов, которые будут реализовывать свои проекты и выводить КФУ на новый уровень, – подчеркнул и.о. ректора Андрей Фалалеев.

Из какого материала умеют печатать 3D–принтеры?

Более подробно о целях создания лаборатории в университете рассказал руководитель проекта, доцент кафедры экспериментальной физики ФТИ КФУ Вячеслав Попов.

– В лаборатории присутствуют разные виды 3D –принтеров. Есть машина, которая печатает из фотополемерной смолы, другая умеет делать предметы из пластика, третья умеет резать по дереву. Это своего рода фрезерный станок, который все делает сам, знает, по какой траектории идет фреза, может поворачивать модель, менять насадки. Также у нас есть гравировальный станок для изготовления печатных плат и сканер, который может отсканировать любой предмет и распечатать его копию.

Как происходит распечатывание?

– Для создания предмета из фотополимерной смолы сначала нужно налить смолу в сосуд, который стоит на платформе. После этого она погружается внутрь принтера, где снизу располагается проектор, настроенный на фиксированную длину волны. Под действием излучения волны фотополимер застывает. Проектор засвечивает сразу весь слой, держит 5-6 секунд и выключается, так наносится каждый слой. В принтере, который печатает из пластика, сверху размещен экструдер, он подает расплавленную пластмассовую нитку. Экструдер ездит по заданной ему траектории и делает модель, потом вся платформа сдвигается на один шаг вниз и действие повторяется. С помощью нанесения слоев и получается 3D-модель.

По словам Попова, модели из фотополимерной смолы получаются лучше, чем из пластика, из-за того, что в первом случае работает оптика, а не механика. На предмете после высыхания будут видны все четкие и тонкие линии.

Интересно! Такие принтеры находят приминение в ювелирной промышленности, где мастер перед тем, как сделать изделие, может увидеть его модель.

По времени маленький предмет будет печататься примерно 20 минут, большой – больше суток. 3D-модель по весу получается очень легкой. Ее прочность зависит от того, сколько пластика будет внутри.

– Мы постарались собрать практически все технологии, связанные с 3D-моделированием. Исключение составили приборы, изготовляющие модели из металла, гипса и бумаги.

Интересно! Приборы рассчитаны на постоянную и беспрерывную работу, им не нужно отдыхать.

Кто спонсор?

– Такая дорогостоящая лаборатория появилась в университете благодаря программе развития образования в Крыму. На наше учебное заведение из государства была выделена некая сумма, специально для приобретения всей этой техники и создания лаборатории.

Для чего студентам нужна 3D-лаборатория?

– Для физическо-технического института эта техника необходима для создания любой детали, установки или нового проекта. Например, мои студенты сейчас собирают робота. С другими подразделениями мы только собираемся сотрудничать, будем рассказывать им, какими возможностями обладают 3D–принтеры. Для археологов они будут полезны для восстановления или создания исторического предмета. Для медиков нужно будет изготавливать протезы, прототипы дринажных устройств и так далее. А химикам и биологам будет интересно создание микрогидродинамических кюветок (сосуды, в которых можно проводить химические эксперименты).

Как рассказал Вячеслав Попов, самый большой принтер в их лаборатории печатает предметы размером 50x50x50 сантиметров максимум, а самый маленький – 20x20x20 сантиметров.

Интересно! Научиться пользоваться этой техникой может каждый в течение 2-3 дней.

Как отметила проректор КФУ Елена Чуян, лаборатория позволит развивать существующие и создавать новые образовательные и научные проекты.

Фото: Елена Лелюк