Смена профессий, юбилей при керосине и детсад при свечах: как крымчане пережили блэкаут
В ночь с 21 на 22 ноября 2015 года полуостров мирно спал, когда в Херсонской области на границе с Крымом группа недружелюбно настроенных активистов подобралась к опорам линий электропередач (ЛЭП), ведущих на полуостров. Несколько зарядов, взрыв, и Крым погрузился во тьму.
Взорванные опоры ЛЭП в Херсонской области. Фото: РИА Новости Украина.
После блэкаута полуостров в течение полугода жил в режиме чрезвычайной ситуации. Звуки работающих генераторов, которые раскупали, как горячие пирожки, стали привычней шума прибоя. Со всей России в Севастополь и Крым стали присылать энергоустановки. Ударными темпами завершили строительство энергомоста из Кубани. Неудачные попытки украинских энергетиков восстановить опоры. Громкие заявления политиков и реальные дела простых труженников. Все это будет потом, а нам стали интересны воспоминания жителей Севастополя о первых днях энергоблокады.
Темные улицы Севастополя на пятый день блэкаута. Фото: Сергей Анашкевич.
Интуиция и Краснодар
Алексея Стоянова, предпринимателя из Севастополя, блэкаут застал на материке. Мужчина собирался выехать из Краснодара, где закупал товар для магазина. Он позвонил жене, чтобы предупредить о приезде, но телефон супруги молчал.
Алексей Стоянов встретил блэкаут на материке. Фото из личного архива.
– Тогда я дозвонился до матери, она рассказала, что света нет, никто особо не переживал, легли спать. А меня как-то изнутри поднывало, как будто чувствовал что-то. Решил не ехать пока – дождаться утра, – вспоминает Алексей.
Оказалось, интуиция мужчину не подвела. Воскресным утром Алексей уже примерно понимал масштабы происшествия и отправился по оптовым точкам Краснодарского края за свечами, сухим горючим, фонарями и даже приобрел пару генераторов.
– То, что я оказался в это время в Краснодаре, и интуиция помогли мне немного разбогатеть на этой печальной ситуации. Но вы не думайте, цены я не заламывал, мы все друг другу помогали потом, как могли, – заверил НАШУ предприниматель.
При свечах жили, при свечах работали. Фото: Газета.Ру.
Военный просто спал
Военные объекты, наряду с больницами и предприятия жизнеобеспечения, были одними из первых, подключенных к резервным источникам питания. Наверное, поэтому тяготы жизни без электричества не сильно коснулись служивых. Впрочем, для некоторых первые часы без света прошли незаметно.
Олег, старший лейтенант (в связи с напряженной международной обстановкой он не захотел назвать ни место службы, ни фамилию) рассказал, что блэкаут встретил после вахты. Пришел со службы домой, любимая девушка накормила ужином, и офицер лег спать.
– Утром я не сразу понял, что света не было всю ночь. Единственное, наступил в лужу возле холодильника, не придал этому значения, мало ли девушка воду пролила, спросонья был. Потом уже понял, что холодильник разморозился, а электричества нет. Я дозвонился командиру части, он пояснил, что украинская сторона подорвала ЛЭПы.
Для военных, на самом деле, блэкаут не стал неожиданностью.
– Подобной диверсии, – говорит Олег, – мы ожидали еще с 14-го года. Но я, выходит, само начало энергоблокады проспал. Зато потом, пока сохранялся режим чрезвычайной ситуации, мы все отработали по полной. Меня восхищало, как спокойно и собранно вели себя гражданские. По крайней мере, в Севастополе никаких народных волнений и паники, все продолжали жить и радоваться.
Детский сад при свечах
Марина Роева, педагог из Сургута, приехала в Севастополе после событий Крымской весны. Однако в городе-герое она не работала. Блэкаут, в буквальном смысле, помог женщине вернуться в профессию.
Марина Роева из Сургута вернулась в профессию, благодаря энергоблокаде. Фото из личного архива
– Помню, ночью на 22 ноября 2015 года, мои дети уже спали. Я смотрела фильм перед сном, и вдруг резко стало темно. Я вышла на балкон – в темноте был весь район. Соседи стали выходить на улицу, все спрашивали, что случилось, кто-то поехал на машине по окрестностям. Так потихоньку стали собирать информацию.
Когда причина стала ясна, и мы узнали новое для себя слово "энергоблокада", я написала объявление, что могу посидеть с детьми на волонтерских началах. Ведь практически сразу муниципальные садики закрылись. Это сработало. В день мне приводили по 3-4 малыша, мои дети (8 и 10 лет) помогали с ними заниматься, родители приносили продукты, книги, игрушки. Я только потом уже думала: "Вот как оставить своего ребенка с незнакомым человеком?" Но мы все были как одно целое, совершенно разные люди помогали друг другу, чем могли, это было невероятно.
Крым без света из космоса
Юбилей при керосине
В 2015 году Наталья Астахова, шеф-редактор "Нашей Газеты" в Севастополе, работала в сфере недвижимости. В дни блэкаута она отмечала 30-летие.
Наталья Астахова отмечала юбилей при керосиновой лампе. Фото из личного архива
– Спустя год эту ситуацию вспоминаешь с улыбкой. А тогда? Я готовилась отметить юбилей, который выпадал на понедельник. Очень хотелось свой день рождения провести дома.
Субботней ночью с 21 на 22 ноября, когда об этом думала, как раз вырубился свет. Утром в воскресенье мы проснулись при включенных лампочках, но телевизор не работал, интернета не было. Ближе к обеду возобновилось вещание нескольких каналов, и мы узнали, что произошло. Тогда я и поймала себя на мысли, что мое желание отметить 30-летие без пафоса и шумных вечеринок из-за происков украинских активистов странным образом исполнилось.
В понедельник утром все пришли на работу в холодный офис, посидели без интернета и без света, посмотрели друг на друга и разошлись по домам.
Уже вечером вторых суток энергоблокады я отпраздновала юбилей при свете керосиновой лампы в тесном семейном кругу с одним тортом и салатом. Так прошел праздник. А потом начались суровые будни – темные вечера при свечах и утренние часы при свете лампочек. Такой у нас был график подачи электроэнергии, – рассказала Наталья.
Как работала НАША
О том, как во время блэкаута справлялась редакция НАШЕЙ, рассказала редактор нашего сайта Надежда Дацюк.
– У нас есть и сайт, который работает с утра до вечера, и газеты. Вспоминаю эти времена с ужасом, если честно. Перезванивались с ребятами, у кого есть свет, те и добавляли новости. Пару дней мы даже поработали в местном симферопольском кафе, где был генератор, а значит свет, горячий чай, интернет. Обед, в конце концов.
Вынужденная командировка НАШЕЙ в ближайшее кафе. Фото: Наталия Бешкарева
– Газеты Симферополя и Севастополя верстали не в офисе (потому что света не было как раз в рабочее время), а дома у тех сотрудников, где он был. Приехали, например, 4 дизайнера, главред, 2 шеф-редактора, 2 директора и корректор домой к выпускающему редактору, а у него свет выключили. Пришлось ехать всей толпой к другому сотруднику, которому повезло (или не повезло) больше. Вот так "ловили" свет по всему городу, верстая газеты. Тяжело было, но читателей информировали и в это нелегкое время, – рассказала Надя.
Светились только мониторы для экономии электричества. Фото: Наталия Бешкарева
По словам Нади, когда ввели первую очередь энергомоста, в редакции наступил праздник. Впервые за три тяжелых недели начала энергоблокада все пришли на работу счастливые и сияющие, а девушки, наконец, сделали макияж.
Полуночная верстка газеты при фонарях. Фото: Наталия Бешкарева
В полиции было все спокойно
Севастопольская полиция с первых дней отключения от украинской электроэнергии взяла под контроль криминогенную обстановку в городе.
– Сотрудники ведомства в полной мере выполняли обязанности по обеспечению безопасности. Осложнения криминогенной обстановки в указанные дни не допущено. Никаких необычных случаев не происходило, абсолютно штатная работа. Велась обыкновенная работа по охране общественного порядка, – рассказала НАШЕЙ представитель пресс-службы УМВД России по Севастополю Ольги Ярмоленко.
За сухими фразами официального языка скрывались круглосуточные дежурства и помощь тем, кто особенно в ней нуждался.
И спасатели, и связисты, и энергетики
Энергоблокада Крыма коснулась всех сфер жизнедеятельности полуострова. Нельзя не упомянуть работу сотрудников МЧС, чьи световые башни, установленные в самых оживленных местах хоть как-то развеевали мрак севастопольских ночей. Связисты, несмотря на сложности, обеспечили полуостров связью. А энергетики работали в условиях тотального дефицита электричества.
Так или иначе, но крымчане и севастопольцы научились жить и взаимодействовать в условиях энергоблокады. Самыми сложными, безусловно, были первые недели, но с подключением первой нитки энергомоста из Кубани ситуация постепенно стала выравниваться.
Световые башни от МЧС. Фото РИА Новости (Крым)
2 декабря президент России Владимир Путин прилетел на полуостров и дал старт запуску первой цепи энергомоста Кубань-Крым. Уже 15 декабря первая очередь энергомоста была полностью запущена в работу.
Дети блэкаута
Полностью последствия блэкаута для Крыма еще предстоит оценить. Пока же можно с уверенностью сказать только о демографическом взрыве, который, правда, произошел только в Республике. В Севастополе всплеска рождаемости не наблюдают.
Крымский минюст по итогам девяти месяцев 2016 года зафиксировал рост рождаемости на полуострове на 11 процентов. Тем самым сбылся прогноз многих крымских политиков, прогнозировавших демографический взрыв еще во время прошлогоднего блэкаута.
Ирина Жарикова, начальник управления ЗАГС по городу Севастополю. Фото с официального сайта управления
– Мы не отметили всплеска рождаемости по Севастополю спустя 9 месяцев после начала энергоблокады. Единственный момент - в последние месяцы у нас в городе уровень смертности и уровень рождения один к одному, это прекрасные показатели, раньше смертность была выше, – рассказала Жарикова.
- Читайте все новости НАШЕЙ на тему блэкаута.